...удалось, однако российский вектор политики Киева после крушения планов по подписанию договоров с ЕС теперь выглядит если и не безальтернативным, то уж точно весьма перспективным. И на этом внешнеполитическом фронте нужны перемены.
Однако их пока нет, если не считать очевидной неудачи с попыткой что-то решить под Новый год двумя украинскими лидерами в России. Кремль не пошел навстречу пожеланиям Януковича и Азарова, оставив цену на газ для Украины прежней. Какие изменения в отношениях между Москвой и Киевом теперь можно ожидать?
Публичных итогов переговоров, кроме самого факта констатации диалога, нет, поэтому и говорить пока что особо не о чем. Такого мнения придерживается российский политик Константин Затулин. Он отмечает, что обе стороны на этом этапе не выступают с какими-то задиристыми заявлениями по поводу газовой темы, предпочитая демонстрировать официальный оптимизм. Это и вся доступная информация – остальное является тайной переговорной команды. «Что касается газовых цен, то было продемонстрировано на примере других стран, что Россия готова снижать тем, кто собирается с ней вместе реформировать и интегрировать общее пространство. Поскольку Украина несколько раз отказывалась от участия в Таможенном союзе, то можно сказать, что эта позиция не изменилась ни у той, ни у другой стороны. То же самое касается судьбы ГТС, российского отношения к действующему контракту. Россия пока не пошла на какие-то уступки исходя из того, что и Украина не идет ни на какие уступки», – заметил политик.
«Какой-либо инсайдерской информации о том, что на самом деле происходит, я не располагаю. Положительно в этой ситуации только то, что эти переговоры происходят в дружественной атмосфере. По крайней мере, никто не ругается, не обвиняет друг друга, не грозит прекратить подачу газа или предпринять какие-либо другие меры с украинской стороны. Этого мы не видим», – констатировал Затулин.
И все же какие-то изменения должны быть, чувствует украинский коммунист Георгий Крючков. «Переговоры представляют как большую победу, а фактически они закончились ничем», – сказал он.
Ситуация в Украине требует каких-то радикальных шагов, которые бы облегчили положение дел. Однако со стороны Европы ничего конкретного Украина так и не получила. Значит, логика подсказывает искать защиты своих интересов на Востоке. «Но для этого надо вносить изменения в сам стиль отношений с Россией. Если будут внесены изменения – значит, будут какие-то подвижки. Если будет такая же игра, как до сих пор, то нас ожидают очень трудные времена», – прогнозирует Крючков.
Газовые переговоры – это вялотекущий процесс, добавляет российский историк и политолог Наталья Нарочницкая. По ее мнению, они являются элементом отношений Украины в РФ и ЕС одновременно, причем Украине не помешало бы заигрывать с ЕС формой интеграции с Россией. «Ей это будет выгодно, она может дороже выглядеть на всех этих переговорах», – намекнула она.
При этом эксперт затруднилась сказать, насколько итоги переговоров могут в долгосрочной перспективе концептуально изменить позицию украинского руководства. «Украинское руководство опирается еще и на внутриполитическую обстановку и лавирует между группами населения. Здесь очень много зависит от того, как СМИ представляют ситуацию. Они сейчас играют большую роль. Они внушают определенные стереотипы населению, совершенно не соответствующие реальности, внушают опасения, которых на самом деле нет, потому что никаких обязывающих с подписями соглашений нет. Поэтому я считаю, что если они и достигли какой-то принципиальной договоренности о спокойном развитии сотрудничества в рамках тех форматов, которые нам известны, то это только хорошо для Украины, но это никак не мешает ей свободно как суверенному государству развивать свои отношения с Европой», – отметила Нарочницкая.
Отношения РФ и Украины уже изменились, заверил нардеп-нунсовец Олесь Доний, и заметно это было уже в ходе последнего визита первых лиц Украины в Москву. «Для Кремля всегда были важен не только состав, но и форма, и по неуважительной манере встречи с Президентом – сначала отмена, потом прием в предбаннике – можно говорить, что таким образом Кремль выразил свое неудовольствие тем, что Украина позволяет себе в отдельном формате встречаться с ЕС на саммите в тот же день, когда в России проходят интеграционные постсоветские встречи», – сказал политик.
По его словам, Кремль хочет полного подчинения Украины России. «С той точки зрения, что геополитика за государственные интересы для нынешней власти никогда не была приоритетом, а приоритетом являются личные экономические интересы олигархических групп, то можно ожидать, что следующие переговоры и отношения по линии Кремль – Банковая будут выстраиваться по линии евразийской интеграции для возможности дальнейшего обогащения олигархических структур, которые стоят за ПР. Понятно, что снижение цены на газ, которое требует власть, направлено в первую очередь для того крупного капитала, заводы которого и зависят от российского газа. И переговоры сегодня ведутся именно в этой плоскости – на какие уступки национальных интересов еще готовится пойти нынешняя власть для того, чтобы олигархи, стоящие за Партией регионов, получили возможность сверхприбылей», – объяснил свое видение ситуации Доний.
Плохие признаки заметил в протокольных отчетах и журналист Алексей Мустафин. «Судя по тону разговора, который не только имел место, но и был опубликован на официальном сайте российского правительства с фразами о том, что визави пьют кровь, я думаю, что это максимально жесткий и оскорбительный тон, который могло себе позволить российское правительство официально», – подчеркнул он.
Эксперт не склонен думать, что в ближайшем будущем что-то может измениться в лучшую сторону. «Фраза Азарова после переговоров о том, что «мы не должны жить под диктовку», и утверждение проекта бюджета по цене, которая есть в существующих контрактах, показывает, что никаких надежд уже не осталось. Формально переговоры продолжаются, но все уже сделали вывод, что ничего не изменится», – заявил Мустафин.
Предостерег от преждевременных выводов политолог Михаил Погребинский. По его мнению, время для этого еще не пришло – пока рано. «Это некая промежуточная стадия. Похоже, что Москва настаивает на каких-то условиях, которые не принимаются украинской стороной. Впереди поиск компромисса», – отметил он.
«Я не считаю, что проблемы с Европой осложнили нашу переговорную позицию. Наоборот, Москва была озабочена, что мы быстро сближаемся с Европой. Мы сделали паузу. Теперь Москва должна сделать шаг навстречу. Теперь мяч на стороне Москвы», – подчеркнул Погребинский.
23.12.2011 11:38