...потребление «газпромовской» продукции до 27 млрд. кубометров. Восполнить недостающий объем должен, прежде всего, отечественный уголь. «Если газ будет дешевле, мы будем покупать больше, если будет таким дорогим, то мы будем покупать столько, на сколько у нас хватает денег, и заменять его в энергетическом балансе собственными ресурсами», – признался министр.
Чиновник уверен, что Украине по силам обойтись и без топливной иглы России. Однако далеко не все эксперты в стране и за ее пределами разделяют подобный оптимизм.
Спокойно относится к словам министра нардеп-бютовец Александр Гудыма. Он призывает сперва разобраться, относительно чего Украина будет сокращать потребление – сравнивая с 2009, 2010 или 2011 годом. «В прошедшем году Украина закупила российского газа на 13 млрд. больше, нежели в 2009 году – они покупали газ, чтобы вернуть его «РосУкрЭнерго». То есть если Украина будет сокращать потребление относительно прошедшего года, то никакого героизма тут нет. Украине действительно не нужно столько газа», – пояснил он.
Уголь здесь ни при чем, уверен депутат. «И дай Бог, чтобы они вышли на конец года на то потребление, которое было на конец 2009 года», – подчеркнул Гудыма.
Подобные заявления делаются от безысходности в украинско-российских отношениях, считает внефракционный парламентарий Леонид Грач. «Это и отказ от интеграции в данном случае через формы ЕЭС, вступившего в действие ТС. Поэтому сетовать не надо ни на кого, только на себя можно пенять», – считает он.
Сможет ли Украина компенсировать сокращение газа? Не сможет, потому что газ – это газ, а уголь – это уголь. «Попытка сегодня заменить основные потребительские мощности углем, если взять сектор отопительный, горячей воды, котельные, то они давным-давно уже переоборудованы под жидкий газ. А чтобы перейти на твердое топливо, коим является уголь, надо время и огромнейшие затраты, чтобы это сделать. И вообще, это возвращение во вчерашний день, потому что речь еще идет и об экологической среде и, во-вторых, об огромных вложениях в добычу угля: надо возродить шахты, которые фактически прекратили свое существование. Так что за что боролись, на то и напоролись», – констатировал Грач.
Логику в намерениях Украины, тем не менее, видят в самой России. В частности, оппозиционный политик Борис Немцов уверяет, что мировая практика однозначна: когда одно топливо дорогое, а другое подешевле, стараются переходить на более дешевый вид топлива. «Это естественное и правильное решение Украины. Я не думаю, что это только уголь, там есть еще и торф, возможно, еще и другие теплоисточники. Плюс энергосбережение. Все это позволяет сделать более эффективной экономику, поэтому вы не очень переживайте по этому поводу, это совершенно нормальное явление», – подчеркнул он.
«Хорошо, что Украина двигается в этом направлении. Думаю, что это заявление не повлияет на исход переговоров по газу, у нас же маловменяемые начальники. Они упертые, не очень сильно понимающие обстановку, очень давно находящиеся у власти, с гигантскими проблемами», – заявил Немцов.
Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар также не видит в словах Бойко никакого негатива. «Бойко же не говорит о том, что мы откажемся от российского газа. Он говорит о том, что будет произведено достаточно резкое уменьшение объемов потребления газа, и закупок соответственно, и увеличение потребления угля. Такой подход является очевидным, здесь нет никакой сенсации», – сказал он.
По мнению эксперта, такое решение напрашивается уже не первый год. И принимать его нужно исходя из долгосрочной энергетической стратегии, а не только из-за конъюнктуры газовых переговоров с Кремлем. Впрочем, и в самих этих переговорах озвученное намерение может быть фактором влияния на партнера. На фоне того, что дела у «Газпрома» идут, по словам специалиста, нынче далеко не блестящие, если еще и уменьшится объем закупок российского газа Украиной, будет совсем плохо. «Если удастся договориться с Россией, то все эти идеи тихонько умрут. Если в целом смотреть, то это правильный ход мыслей, но, к сожалению, за ними сложно увидеть реальный ход действий. Можно надеяться на то, что угольное лобби воспользуется этим и будет закреплять на деле эти слова», – оптимистично заметил Гончар.
Обойтись без российского газа в его прежних объемах действительно можно, вторит коллегам директор Института трансформации общества Олег Соскин. «Украина в Европе является одним из наиболее крупных потребителей газа. Мы добываем еще своего 21 млрд. куб. м, покупали у России 36-37 млрд. куб. м, получается, что мы около 60 млрд. кубов газа сжигаем у себя в стране. Это больше, чем Италия, Испания, я уже не говорю о Польше. И при этом мы имеем ВВП меньше в 4,5 раза, чем Польша. Испания и Португалия вообще ни в какое сравнение с нами не идут», – заметил он.
Причиной тому – очень низкая эффективность использования газа, разворовывание его. Поэтому решение об экономии и альтернативах – абсолютно правильное. «В принципе, для коммунального хозяйства городов и для частного сектора гражданского населения нам достаточно своего газа, который неизвестно, куда девается, т. к. полностью засекречен баланс. Металлургические комбинаты, нефтехимия и коксохимия – они должны закупать там газ, где им надо. Это частные предприятия, они к государству вообще никакого отношения не имеют, поэтому государство не должно думать, где они берут газ и как они его закупают. И тогда можно было бы у России свести к минимуму закупку. Я думаю, что 27 млрд., которые они собираются закупить в 2012 году, – это тоже очень много, можно было бы еще наполовину сократить», – подчеркнул Соскин.
Еще в августе минувшего года было поручение Президента о подготовке комплекса мер по энергосбережению, напоминает директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. Этот комплекс мер включал в себя в том числе и использование других энергоносителей, кроме газа. «Так что разрабатывается целый ряд направлений, в том числе и увеличение использования угля и разнообразных видов бытового топлива, в Украине проводятся разработки торфа. Все это вместе даст кумулятивный эффект. Поэтому не газом единым может жить Украина», – констатировал он.
Второе направление – это внедрение энергосберегающих технологий в энергозатратных производствах. Здесь у государства и бизнеса есть взаимный интерес. «На целом ряде предприятий крупный капитал уже внедряет технологии, связанные с минимизацией затрат газа. Энергосбережение связано в том числе и с модернизацией всей нашей газотранспортной системы, минимизацией потерь, связанных с обслуживанием, уменьшением объема технического газа. Поэтому речь идет о комплексном подходе, и частью этого подхода является увеличение использования угля», – пояснил Ермолаев.
12.01.2012 11:20