Кризис-2013: в Украине жить останется 20-25 млн.
23.01.2013 17:59
Украина не сможет в 2013 году побороть кризис в экономике. Ситуация продолжит ухудшаться, уровень жизни еще больше понизится, а гривна может обесцениться. К такому мнению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений.

Российские эксперты проанализировали ситуацию в украинской экономике и пришли к выводу, что политика правительства и Президента Януковича провалилась, потому что дешевая рабочая сила и членство в ВТО не вызвали потока манны небесной, которая сейчас называется модным словом «инвестиции».

Украинцы тоже ежедневно «анализируют» экономические негоразды на собственной шкуре, но благодаря увлекательному сериалу «новые преступления Тимошенко» голод переносится намного легче, по крайней мере, так думает наше правительство.

Вместе с тем, больше чем звенит в кармане, за продукты заплатить, к сожалению, невозможно (особенно в том случае, когда в долг тоже не дают). Накануне новогодних праздников в Украине сократился спрос на потребительские товары, а цены на продукты питания понизились. «Уровень жизни в стране продолжает падать. Идет обнищание населения, и без того очень бедного», - объясняют российские эксперты. По их мнению, страну ожидает социальный взрыв, который может ускорить падение на сырьевых рынках мира.

Правы ли российские эксперты в своих мрачных предсказаниях по поводу Украины? Какие отрасли промышленности может затронуть кризис и есть ли у потенциальных сложностей образца 2013-го отличия от кризиса, который потряс украинскую экономику в 2008 году? Что делать правительству, чтобы избежать падения, и насколько высока вероятность социального взрыва, который предрекают российские эксперты? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


«В действительности ситуация очень сложная, - отметил кандидат экономических наук, вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик, - поскольку уже началось падение промышленного производства, причем в декабре оно составило 7,6 %, а в целом по результатам года оно составило 1,2 %. Очень сложная ситуация складывается с бюджетом, который фактически не был выполнен. Критическая ситуация с долгом, который нужно оплатить в этом году».

«То, как будет развиваться ситуация, зависит не столько от экономической политики, проводимой в Украине, сколько от того, как все будет складываться у основных торговых и экономических партнеров Украины, - считает экономист. - Если на предыдущем витке борьбы с кризисом значительную роль сыграл Китай, который скупал большие объемы нашей металлургической продукции, то этого резерва сейчас нет, поскольку Китай нарастил свое производство и выступает конкурентом Украины на мировом рынке».

В первую очередь Украине нужно решить проблему погашения долга, уверен Александр Кошик: «Здесь есть два основных выхода. Первый — возобновление получения кредитов от МВФ, ради чего придется идти на серьезное повышение тарифов для населения на ЖКХ. Естественно, что это вызовет негативную реакцию, что для власти нежелательно в предвыборной ситуации. И второе — это полноценное членство в ТС. Это дало бы колоссальную экономию, речь идет об экономическом эффекте от 6 до 9 млрд. долл. в год. Например, Беларусь как член ТС в 2013 году будет получать газ по 180 долл. за тысячу кубометров. Исходя из политических соображений и каких-то своих экономических положений, украинская власть отвергает этот вариант. Я так понимаю, что их европейский выбор — это фикция. Соглашение об ассоциации и ЗСТ может быть подписано, но что это даст Украине? Не будет никакого притока инвестиций, это все фантазии. Ясно, что украинские товары не будут широко допущены на европейский рынок. А ТС может дать позитивный эффект, но политически это маловероятно».

Директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон так ответил на вопрос о том, грозит ли Украине экономический кризис в этом году и какие отрасли промышленности находятся в зоне риска: «Очень сложная ситуация для таких отраслей, как металлургия, и, соответственно, для связанных с ней отраслей с технологическим процессом — это коксо-химическая, угольная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение. Эти отрасли замкнуты на внешний рынок, который резко снизил спрос на их продукцию с 2009 года».

«Был небольшой выход из рецессии в 2010-2011 гг., а с 2012 г. снова все ушло вниз, и мы вошли в 2013 год с очень низким спросом на эту продукцию, - продолжил эксперт. - Все, что может сделать наше правительство — это организовать организационно-экономическими, правовыми методами оживление внутреннего потребления продукции этих отраслей. Тогда мы бы кредиты получали не на латание дыр социальных проблем в бюджете, что мы делаем на протяжении многих лет, чем загнали себя в долговой тупик — более 20 млрд. внешнего долга (в основном МАФ), и мы их проели, мы ни во что эти деньги не вложили. Понятно, что нам внешние кредиты не дадут, нужна только мобилизация внутренних ресурсов, через которую прошли все страны, которые мы сегодня называем азиатскими тиграми, как Южную Корею, через которую прошли после Второй мировой войны Германия и Япония».

«У нас импорт превышает экспорт. Мы завозим всю нужную продукцию по импорту и для широкого потребления, и для оборудования заводов, шахт. Это ненормально. Мы должны это производить сами. У нас агропромышленный комплекс находится в хорошем положении, здесь всегда будет и внутренний, и внешний спрос. Отчасти в хорошем состоянии легкая промышленность. В сегменте услуг у нас проблема: транзитные услуги через нашу территорию стали уменьшаться, потому что Россия предпринимает серьезные шаги по обходу нашей территории для транзита, в связи с чем мы потеряли очень большой объем услуг», - подытожил Юрий Макогон.


«Потребление сузится до продуктов питания в первую очередь, потому что есть всегда хочется, а все остальное будет останавливаться: строительство, приобретение жилья, машиностроение остановится, добывающая промышленность будет существенно сокращаться, металлургия будет развиваться только сегменте экспорта. Кризис приобретет масштабы 2008-2009 гг.», - уверен глава Конфедерации вольных профсоюзов, лидер Независимого профсоюза горняков Украины, народный депутат Украины VI созыва Михаил Волынец.

Эксперт также пояснил, что если мировые финансовые структуры не дадут кредит хотя бы для перекредитования, Украину может ожидать дефолт в случае, если кредиторы начнут требовать одновременно возврата всех кредитов в связи с невыполнением Украиной своих обязательств: «Украина когда брала кредиты, брала на себя обязательства провести реформы и т.д. На фоне нарушения прав граждан, роста теневой экономики и дискредитации власти самой себя возможно применение санкций».

«Возможны акции протеста, которые были в конце 90-х — начале 2000-х годов. Власть уже не сможет контролировать эти протесты. 8 тысяч беркутовцев не способны будут подавить протесты миллионов людей», - подчеркнул Михаил Волынец.

«Больше всего могут пострадать отрасли, которые связаны с экспортом — металлургия и химия. В Украине экономка очень зависит от экспорта, очень большой сегмент связан с внешними рынками. Поэтому мы видим, что металлургия за прошлый год сократила объем своего производства, как, впрочем, и вся остальная промышленность». Так директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш ответил на вопрос о том, грозит ли Украине экономический кризис в этом году и какие отрасли промышленности находятся в зоне риска.

Это связано с ситуацией на мировых рынках, поэтому если там кризис будет углубляться, это ударит по нашим экспортно-ориентированным отраслям, считает эксперт. Следствием такого спада может стать уменьшение притока валюты, что в свою очередь приведет к увеличению внешне-торгового дефицита, к повышению цен на импортируемые товары. «Это будет как снежный ком, который ударит по всем гражданам страны», - беспокоится Евгений Филиндаш.

«К сожалению, при нынешней экономической модели от Украины мало что зависит, в основном все зависит от ситуации в мире. Надо начинать серьезные изменения в экономической системе. За один год они эффекта не дадут. Должна быть комплексная программа модернизации всей экономической системы в Украине, которой у нас сейчас нет и которой при действующей олигархической системе и не будет, потому что олигархи ничего не вкладывают в модернизацию, они предпочитают снимать сливки здесь и сейчас, а деньги вкладывают на Западе. Без коренного изменения всей системы в стране мы просто пассивно будем ждать, что будет происходить на внешних рынках», - считает эксперт.

В то же время господин Филиндаш пока не видит предпосылок для социального бунта: «В Украине возможен социальный взрыв только при условии, если, во-первых, будут доведены до крайности люди, когда будут проблемы уже с обеспечением семьи питанием. Второе — должна быть политическая сила, которая могла бы эти социальные выступления связать в одно, организовать их и сделать так, чтобы они действительно привели к изменениям, а не ограничились бессмысленными бунтами, которые мало что дадут. Если эти два условия будут совпадать, то тогда в Украине возможно массовое социальное движение».


«Кризис делился на более-менее благополучную половину и на очень неблагополучную треть в конце года. На мой взгляд, на сегодня ситуация и хуже, и лучше одновременно». Так эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко прокомментировал кризисную ситуацию в украинской экономике.

По мнению господина Гаврилечко, сегодня она все-таки лучше, потому что люди в какой-то мере приспособились жить в условиях кризиса: «Дальнейшее ухудшение ситуации воспримется не как катастрофа, а как логичное продолжение того, что есть сейчас. Таким образом, убирается часть компонента паники, которая достаточно серьезно проявила себя в 2008 году. Что касается непосредственно экономики, то мы сейчас находимся в гораздо худшей ситуации, чем были в 2008 году. Во-первых, объем золото-валютных резервов сейчас меньше. Все, что уже можно было вытрясти из бизнеса в качестве аванса, уже вытрясено. Сократились объемы производства. Весь мир, как и Украина, находится во власти кризиса, поэтому никаких улучшений в международной конъюнктуре, чтобы за счет украинского экспорта улучшить ситуацию внутри, нет, и даже надежд на это нет. Кроме того, пару лет назад у нас был принят Налоговый кодекс, который привел к уменьшению количества частных предпринимателей, а это означает, что количество людей, выживающих самостоятельно, снизилось. То есть нагрузка на государство в плане социального обеспечения увеличилась, а возможности снизились».

Юрий Гаврилечко довольно пессимистично оценивает шансы Украины на приток инвестиций, которые могли бы спасти экономику: «Не будет здесь никакого инвестиционного климата, потому что Украина 21 год своей независимости создавала сырьевую модель экономики. Здесь абсолютно сознательно разрушались производства, которые производили продукцию с высокой добавочной стоимостью, и вместо них шла ориентация на самые простейшие операции. В таких условиях страна не может прокормить большое количество людей и обеспечить им достойный уровень жизни. Да и никто в этом не заинтересован. Сырьевая экономика — это всегда снижение уровня жизни, зарплат и покупательной способности по одной простой причине: покупатели продукции находятся не в Украине».

Эксперт также рассказал том, почему в экономику не делают вливаний олигархи: «Есть замечательная народная поговорка: пока толстый похудеет, худой сдохнет. Поэтому у олигархов есть за что жить. Мало того, ни один из наших олигархов не является бизнесменом как таковым: он не начал свой бизнес с нуля и не развил его до сегодняшнего момента, а что даром досталось, то даром и уходит. Им нет смысла делать вливания по двум причинам. Первая: они не уверены в том, что этот бизнес останется за ними в связи с политической ситуацией, поэтому логично свободные активы переводить в деньги, выводить их за границу и покупать что-то там. Кроме того, поскольку они ориентированы на сырьевое производство, то в лучшем случае они увеличат базу того, что здесь добывается, и то только в том случае, если продукт будет востребован на мировом рынке. Никаких производств они здесь строить не будут, им это не нужно. Это объективная реальность. Это экономически невыгодно, потому что производство — это долгосрочные инвестиции, они не окупаются за год. Если человек не видит, что он может за год вернуть свои деньги, то он их и вкладывать не будет».


Бизнес-философ, писатель, миллионер Геннадий Балашов полагает, что «критическая точка может наступить тогда, когда нечем будет платить пенсионерам. Вот нам МВФ не даст кредит — и платить будет нечем».

При этом бизнесмен уверен, что Украина, несмотря на кризис еврозоны, очень нужна ЕС: «Принято решение на высшем уровне втянуть Украину в ЕС. Кроме того, она нужна ЕС, потому что огромная зона попадает под зону евро, а следовательно, европейцам это выгодно, потому что все равно капиталы утекают в центр Европы, в район Берлина. Мы им жизненно необходимы для жизненного пространства, они включают Украину в зону своих жизненных интересов. Что от этого произойдет? Открытая граница позволит нашим людям свободно мигрировать в Европу, и таким образом произойдет смещение. В Украине жить останется 20-25 млн., остальные уедут в Европу».

По мнению бизнес-философа, спасти Украину может только одно - надо отменить пошлины, налоги и пустить деньги в страну: «Это единственный способ спасти экономику страны и дать возможность людям зарабатывать. Сегодня на одно рабочее место требуется 11 человек. Продолжается бегство денег из страны вместе с деньгами олигархов. Например, завод «Криворожсталь» Миттала платит налогов столько, сколько вся металлургия нашей страны. Если всех олигархов объединить, то Миттал платит больше. Это говорит о том, что все приспособились вымывать деньги из страны, и государство делает все, чтобы они сюда не вкладывались. Есть единственный мировой способ спасения бросовых территорий (каковой на сегодняшний день Украина, по сути, и является): на бросовые территории деньги идут только в одном случае — если там отменяются налоги».

Также Геннадий Балашов объяснил, почему украинцы терпят сложившуюся ситуацию: «Голодные не бастуют, бастуют сытые. Когда люди поднялись на оранжевый майдан, они были сытые, у них был ресурс воевать — у киевской молодежи, предпринимателей. Они могли сидеть в кафе вечерами и обсуждать, какой плохой Кучма. Сегодня общество голодное, загнанное. В Голодомор никто не бастовал, люди медленно умирали под своими хатами. Сегодня наши граждане медленно замерзают в своих селах, городках, они не способны вести хоть какую-либо политическую дискуссию, у них нет на это жизненных ресурсов, они голодные».

«Дефолт Украину может обойти. Даже если 30-50 % нашей промышленности «ляжет», это не значит, что будет дефолт. Пока я не вижу причин для дефолта, потому что гривна худо-бедно держится на поверхности, хотя она должна быть плавающая, но Нацбанк держит ее в рамках, которые не соответствуют ее наполнению. Я думаю, что дефолт нам не грозит, но отдельные отрасли экономики будут остановлены», - считает народный депутат Украины от фракции Партии регионов, председатель совета директоров предприятия «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

«Есть отрасли экономики, которые обязательно будут подвержены кризису, потому что предприятия в основном работают на экспорт, то есть на другие страны, которые уже поражены кризисом или вот-вот будут поражены им. Поэтому все работающие предприятия понизят, безусловно, отдачу, будет падение объема производства, будут выкинуты на улицу сотни рабочих», - пояснил народный депутат.


Чтобы этого не было, по мнению Вячеслава Богуслаева, надо развивать внутренний рынок: «У нас в магазинах даже ложки китайские. Мы ничего не делаем для внутреннего рынка. Все государства в мире спасаются только по двум причинам: первая — наличие валюты, у нас она есть, и вторая — наличие внутреннего рынка. При наличии кризиса во внешней среде всегда есть возможность переориентироваться на внутренний рынок, а у нас его сегодня нет вообще. На примере «Коммунара» вы можете спрогнозировать ситуацию. «Коммунар» стоит, потому что ему не дают комплектацию, так как все европейские страны, откуда он ее получал, сами подвержены кризису. Нам надо немедленно вбрасывать деньги в те продукты, в те товары, механизмы, которые нужны внутри Украины. Надо понижать кредитную ставку в Нацбанке, который ведет преступную политику, не снижая ее, так как у тех, кто хочет сегодня взять кредит, нет такой возможности».

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA