В связи с включением потребителями электрообогревателей и других приборов обогрева из-за резкого похолодания осенью энергосистема Киева несла усиленную нагрузку (1700 МВт вместо типичных для данного сезона 1240 МВт). Такие режимы нагрузки киевской энергосистемы характерны для декабря, когда температура воздуха минус 5-10 градусов, сетовали тогда энергетики. Ну а киевляне сидели и без тепла, и без света, усиленно кляня власти.
Сейчас, когда наступили декабрьские холода, осенняя "перегрузка системы" вполне может повториться, если морозы ударят покрепче. Причем для жителей центра города ситуация несколько усугубляется тем, что ремонтные бригады будут попросту не в состоянии "прорвать" кордоны правоохранителей и митингующих. Довольно живописную картину коммунального хаоса описал один из жителей улицы Банковой. Во время печально знаменитого штурма президентской администрации в окрестных домах были перебои и с водой, и со светом. Сейчас украинцы митингуют более цивилизованно, но надежность построенных еще в советское время коммуникаций уже сама может "организовать" отопительный майдан в любой момент. А зима является самым рискованным для коммунальной системы временем.
«Газ – социальное топливо!»
Все наше ЖКХ в УССР, которая в 1991 году стала Украиной, было спроектировано и построено под влиянием этого лозунга, который висел много где в 1960-х годах. Ведь до этого в городах строили многоквартирные дома, в которых в подвале или в пристройке была котельная на угле. Там каждый день отопительного сезона работал кочегар. Ну а еще в каждом тогдашнем советском доме был управдом, который и заведовал всем этим домовым хозяйством. Работа кочегара была весьма грязной, и их для отопления было нужно весьма много (на каждый многоквартирный дом). И все, кто мог, стали озадачиваться вопросом – каким образом можно обеспечивать в целых микрорайонах новых домов (а «хрущевки» тогда по городам строились тысячами) отопление и горячую воду?
Станция теплоснабжения № 1 – бывшая Привокзальная ТЭЦ-3 в Киеве. Построена в 1927-29 гг., после войны – реконструирована. До конца 1970-х годов работала на угле, потом – на газе. Турбины и генераторы с ТЭЦ-3 демонтированы в 1980-е годы, с того времени это обычная котельная
Ответ находился совсем рядом и назывался теплоэлектроцентраль (ТЭЦ). Для несведущих напомним, что ТЭЦ - это обычная электростанция, которая в своих котлах нагревает воду, чтобы получить из нее пар. Пар вращает турбину и электрогенератор для получения электричества. Но чтобы нагретый пар не пропадал даром и не грел воздух, его запускают для нагрева воды, снабжающей теплом ближайшие к ТЭЦ районы жилых домов. Но насытить весь город ТЭЦ было сложно, да и не особо нужно – нескольких ТЭЦ на многомиллионный город более чем достаточно. Так в Киеве за всю его историю было построено ровно 5 ТЭЦ, из которых сегодня работают только 3 – бывшая Дарницкая ТЭЦ №4, ТЭЦ-5 на Выдубичах и ТЭЦ-6 на левобережной Троещине. Но теплоснабжение всего города Киева эти ТЭЦ не обеспечивают. А остальное теплоснабжение города Киева обеспечивают многочисленные котельные разного размера, которые построены в 1960-1990 годы.
Газовая котельная "Отрадный" – одна из первых такого типа в Киеве
Почему именно они – ну так выработка тепла там на одного рабочего сверхвысокая (это вам не кочегар с лопатой), и кроме этого, они потребляют ГАЗ. Напомним, что удельная теплота сгорания газа выше, чем угля. Но кроме этого, для его попадания в топку котла не нужны толпы людей с лопатами, как для угля: открыл задвижку на трубе – и все. Соответственно, никакая копоть и сажа из труб ТЭЦ или котельных на головы жителей Киева не падает. Поэтому киевские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в 1970-х-1980-х годах были переведены с угля на ГАЗ, а новые ТЭЦ изначально строились под газоснабжение.
Дарницкая ТЭЦ-4 – единственная в Киеве, которая работает на угле сегодня
На угле в Киеве может работать только одна ТЭЦ– Дарницкая: она находится рядом с Дарницким ж/д узлом, и подгонять вагоны с углем туда несложно. Поэтому газификация коммунального теплоснабжения вроде бы решала все проблемы ЖКХ в УССР, кроме одной – стало совершено непонятно, как будет работать эта система в рыночной экономике с рыночными ценами на газ. В советские времена цена на газ были чисто внутрисоюзной, и никто его особо не считал. Но с 1992 года за газ пришлось платить – и потребление газа в бывшей УССР, ставшей независимой Украиной, стало постепенно снижаться…
Сколько стоит ЖКХ?
В Украине подавляющее количество многоквартирных домов (около 95%) отапливаются через централизованные системы отопления. Основу таких систем составляют ТЭЦ, которые вырабатывают и тепловую, и электрическую энергию, или крупные котельные. Каждое такое энергосооружение снабжает теплом большое количество домов: котельные по 20-200, ТЭЦ – по несколько тысяч домов. В связи с такой концентрацией мощности приходится к каждому дому прокладывать сети, протяженность которых составляет десятки и сотни километров.
Самая новая в сегодняшнем Киеве ТЭЦ-6 на левобережной Троещине – работает только на газе
Большинство таких отопительных систем создавалось в 1960-80-е годы прошлого столетия. Такой подход был вполне оправдан, когда население оплачивало всего 10-12% от реальной стоимости тепла, а государственный бюджет компенсировал остальные расходы энергопредприятий на теплоснабжении населения.
Тепловые сети и сооружения, построенные в советские времена, уже практически исчерпали свой ресурс. Износ трубопроводов в различных районах Украины составляет 75-95%. Т.е. такие сети необходимо полностью менять на новые. По предварительным оценкам, на замену только магистральных теплопроводов необходимо около 20-25 млрд. грн. Реконструкция котельного оборудования составит ещё около 12-16 млрд. грн. Вышеуказанная сумма сопоставима с годовым бюджетом Украины. Реализация такой программы, даже если государство выделит деньги, потребует около десяти лет.
Малолюдные районные котельные на газе, которые отапливали десятки или сотни домов, вдруг оказались жутко не экономными по потреблению газа и затратам воды. Ведь километры труб, по которым течет горячая вода, имеют свойство ржаветь, и их нужно регулярно менять. А это все требует денег и ресурсов, которых в наличии нет, ибо никто не хочет добровольно повышать тарифы на ЖКХ. Вспомните, как мэр Черновецкий хотел в Киеве одномоментно повысить тарифы в конце 2006 года и какие протесты среди киевлян это вызвало? И сколько времени правительство Украины отбивается от советов МВФ уровнять цены на газ для населения и промышленности? Ради этого заморожена кредитная линия, но Кабмин Украины упорно стоит на своем: никаких повышений цен на газ для населения не будет.
Общая панорама со стороны пруда-охладителя Углегорской теплоэлектростанции (ТЭС) в городе Светлодарск Донецкой области (ТЭС построена в 1968-1976 гг.) до аварии в марте 2013 года. Справа – три законсервированных 15 лет назад газо-мазутных блока второй очереди ТЭС. Причина их консервации – дороговизна российского газа для предприятий украинской энергетики. Слева – 4 угольных пылеугольных блока первой очереди ТЭС, которые полностью сгорели 29 марта 2013 года.
Тарифы на отопление жилья устанавливаются местными органами власти. Из-за «политической целесообразности» уровень тарифов традиционно устанавливается не выше 50-75% от реальной стоимости тепловой энергии. Разницу в тарифах должен погашать местный бюджет, но… денег всегда не хватает, поэтому местные энергокомпании и предприятия ЖКХ стараются экономить: снижают температуру теплоносителя, что приводит к недогреву помещений и горячей воды, экономят на аварийных ремонтах, закупают дешевое, но низкокачественное оборудование и материалы.
Менять нельзя оставить
Но что-то делать с системой ЖКХ, которое досталось нам от СССР, все-таки придется. И даже от воинствующей бесхозяйственности наших ЖЭКов, которые многие публицисты называют «коммунальной мафией». Даже если отбросить пресловутые распилы и затраты на ремонте убитых сетей центрального теплоснабжения в городах, а также больших масштабов потери на этих сетях, все равно ТЭЦ выгодна такая система. Потери тепловой энергии в сетях от внешнего охлаждения составляет 30-50% при нормативе 5%. Потери теплоносителя (специально подготовленной и обессоленной воды) - 5-20% при нормативе 0,5%. Избежать потерь можно заменой старых труб на предварительно изолированные (ПИТ), что требует миллионных вложений.
ТЭЦ, например, это баланс выработки тепла/электроэнергии на некой городской территории. Электрическая нагрузка (львиную долю которой в промышленных центрах составляют промышленные предприятия, а в Киеве это офисы и торговые центры) существенно не изменяется, а вот вырабатываемое тепло (по сути - побочный продукт) надо кому-то продавать, или же электроэнергия от ТЭЦ сильно подорожает в цене…
Можно ли найти выход из сложившейся ситуации? Можно, но трудно. Как говорится: «Не з нашим щастям, доню…»
Первое: нужно децентрализовать выработку и тепла, и электроэнергии в масштабах городов по всей Украины. С последним в Украине туговато – где брать деньги на это все?! Это, даже не касаясь тотальной переделки всей структуры топливоснабжения Украины (хотя тут выходы есть) – заменять газ углем и всем, что горит, и топить в котельных чуть ли не прессованными опилками.
Второе: менять сети. Ведь состояние сетей – основная причина потерь тепла и регулярных отключений на период аварийных ремонтов. Из-за хронической нехватки средств (тарифы не покрывают всех затрат на содержание тепловых сетей и сооружений), чаще всего выполняется «латочный ремонт» - на поврежденный участок трубы накладывается латка или в отверстие вставляется металлический болт и сваривается. Такие латки держатся 1-6 месяцев. Ремонтные работы тепловых сетей связаны с раскапыванием городских автодорог и тротуаров (только в СССР энергокоммуникации прокладывали под дорогами).
Децентрализация коммунальной энергетики зачастую подразумевает различные меры. Проблема теплоснабжения многоквартирных домов легко обходится на уровне крышной котельной, некой мини-котельной на дом/микрорайон. А кроме того, сейчас есть варианты в многоквартирном доме обойтись вообще без котельной, в строгом понимании этого слова – успехи изоляционных материалов и всяких теплонасосов, или же делать теплый пол и греться от электричества. Все эти способы позволяют существенно облегчить процедуры пуска тепла, да и эксплуатацию многоквартирного дома вообще. Но для этого нужно переложить газовые трубы, электрические сети и т.п. – а кто это все будет делать? Пока Кабмин лишь запрещает установку нового газового оборудования в многоквартирных домах – по соображениям безопасности.
Третье: найти деньги. Но вот проблема - уже существующая система генерации (советская) тепло- и электроэнергии, которая от рождения срощена с промышленным производством на городской территории, не даст вам осуществить децентрализацию для большей части населения без серьезных экономических последствий в виде безумных затрат. А кто их будет нести? Жильцы? Общество? Кто? Ведь европейский опыт говорит, что расходы будут миллиардные.
Германия, после объединения в 1990-е, выделила только из государственного бюджета более 4-х млрд. немецких марок на реконструкцию и переоснащение жилого фонда восточных немцев бывшей ГДР, но у немцев и тогда ЖКХ было образцовым. Работы были ориентированы на создание горизонтальной разводки энергосетей внутри домов и установку квартирных и подомовых приборов учета.
Весьма нежаркие Финляндия, Дания и Норвегия более половины многоквартирных домов снабжают теплом от локальных котельных малой и средней мощности. При этом расстояние от котельной до жилья составляет не более 500-700 м, чтобы избежать лишних теплопотерь.
Многоэтажные европейские дома часто оборудуются индивидуальными котельными: крышными, пристроенными или подвальными. Эти устройства, чаще всего, полностью автоматизированы и могут управляться дистанционно – из диспетчерской обслуживающей фирмы благодаря современным средствам связи и коммуникации.
Большой популярностью пользуются индивидуальные системы отопления: домовые и квартирные. Основой таких систем являются одно- или двухконтурные котлы. Среди стран СНГ наибольшее распространение индивидуальное квартирное отопление получило в Молдавии и Грузии. В Грузии все квартиры в многоэтажных домах имеют индивидуальное отопление.
Выходом может стать реконструкция систем отопления в Украине – переход на локальные и индивидуальные системы, или глубокая модернизация существующих централизованных систем. Но возникает вечный вопрос – как вынудить всех наших людей это оплатить?! Ведь если поднять тарифы по ЖКХ до уровня европейских, а зарплаты оставить на украинском уровне, то третьего Майдана не избежать. А учитывая, что у нас еще не закончился майдан №2, о подобных реформах говорить еще слишком рано...