Немногим ранее похожие тезисы были озвучены советником президента РФ во время беседы с белорусским премьер-министром. Думается, что эта встреча была устроена исключительно для того, чтобы Глазьев в очередной раз изложил свои старые тезисы на фоне новой заставки, в качестве которой и был выбран рабочий кабинет белорусского премьера. Для пущей солидности!
За неделю до этого Глазьев рассказывал о «самоликвидации Украины» на телеканале «Россия», особенно налегая на крах украинского машиностроения в случае принятия западных стандартов. За две недели до этого грозился введением визового режима с Украиной в интервью на радио «Эхо Москвы». А месяцем ранее, на фоне устроенного в Ялте форума с громким называнием «Международная стратегия», Глазьев пророчил ей дефолт.
Впрочем, не только команда кремлевских агитаторов «за ТС, против ЕС» стращает Украину различными казнями египетскими, и чем ближе к Вильнюсскому саммиту, тем усерднее. На днях о приближающемся дефолте вещал великий украинский патриот Владислав Каськив. Бывший лидер «Поры», а ныне глава Государственного агентства по инвестициям и проектам, очень обиделся на депутатов Рады за то, что они не выделили на его проекты дополнительные ассигнования. Ну и тоже стал грозить «последствиями для всей страны», если они не дадут ему денег…
Судя по всему, сейчас просто такая мода: если украинская власть поступает не так, как кому-то хочется, то он начинает громко, на всю страну (или всё СНГ) вещать про неминуемый крах Украины. Никак не меньше. Не дали Каськиву денег – дефолт вам на темечко! Не захотели присоединяться к Таможенному союзу – значит, Украине скоро конец! И погромче так, погромче, чтобы все СМИ подхватили.
Украинская оппозиция начала орать про неизбежно грядущий экономический кризис сразу после того, как в 2010 году власть взяли регионалы. Уже в конце того же года с таким прогнозом выступила Наталья Королевская, которая тогда ещё находилась в рядах оппозиции и не покинула их ради министерской должности в правительстве Азарова. Королевская обещала дефолт в 2013 году, но он так и не наступил.
Весной 2011 года о дефолте пророчествовал Александр Турчинов – правая рука Юлии Тимошенко и второй человек в «Батькивщине».
А в конце 2012 года о нем, как о уже состоявшейся катастрофе, сокрушался Анатолий Гриценко: «Разве не видно, что в Украине уже экономический дефолт, даже если этого не хотят признать?»
Тогда же, незадолго перед своим уходом с поста главы МЧС в парламент, о крахе экономики высказался Виктор Балога. При этом на вопрос «что делать?» он выдал весьма странный рецепт – такой же непонятный, как и причины его ухода с министерского поста. «По словам Балоги, спасти Украину могло только «правительство национального доверия во главе с представителями оппозиции, которое сможет провести глубинные реформы». Ну что же, как видите, оно не понадобилось.
Среди представителей самой власти дефолтами грозил своим коллегам не только Каськив. Вот, например, известный финансист Сергей Тигипко, известный своими более чем тесными связями с международными финансовыми организациями, летом 2011 года грудью встал на защиту МВФ. Тогда в Киеве задумались, а не слишком ли напрягают страну требования МВФ. Тут же на публике появился вице-премьер Тигипко с предупреждением о том, что разрыв отношений с Международным валютным фондом грозит Украине преддефолтным состоянием...
Стоит вспомнить, что Украине неоднократно обещали дефолт в эпоху президентства Ющенко и премьерства Тимошенко, в том числе об этом голосила сама Юлия Владимировна, сваливая всю вину на Виктора Андреевича. Но уже через пару месяцев она с улыбкой довольной «киці» объявила, что никакого дефолта быть не может, и все разговоры о нем связаны с «истерическими настроениями, которые нагнетаются в мире в связи с финансовым кризисом».
Таким образом, экономическими катаклизмами и «самоликвидацией» Украине грозят уже не первый год, а она всё так же «ще не вмерла» и, как говорится, «не дождетесь!». И можно быть уверенным, что их будут регулярно обещать и в дальнейшем. Найдется еще немало тех, кто заявит: да вы что, да вы подводите страну к краю пропасти!
Понять принцип действия этого метода совсем нетрудно: это один из вариантов давления на власть. Но в данном случае на нее давят вовсе не прогнозами кризисов и катастроф. При всех недостатках украинской власти, в ней сидят не конченные идиоты, так что она знает цену этим угрозам и лишь посмеивается. Нет, эти страшилки предназначены исключительно для украинских избирателей – людей простых, глубоким знанием экономических процессов не обладающих, а потому наивно верящих разным дядьками в телевизоре. Особенно если эти дядьки являются политиками или высокими чиновниками, называют себя экономистами и вещают на фоне чего-то такого внушительного (флагов, студий, форумов, кабинета белорусского премьера). Собственно говоря, именно поэтому они и устраивают из своих «прогнозов» публичное шоу в СМИ.
И вот уже напуганные «прогнозами катастрофы» обыватели-избиратели должны, по идее, давить на власть своими перепуганными воплями. Собирать подписи, устраивать митинги, множить глупые комментарии, повторяя, как попки, тезисы и цитаты зачинщиков паники – и снижать рейтинг власти. Последняя, испугавшись этого, должна, по идее, вернуться на рельсы популизма и делать то, чего от неё требует совращенный агитаторами народ. Ну, или громко пролететь на ближайших выборах. Такой вот механизм...
И всё же, а вдруг на этот раз прогнозы о конце света в отдельно взятой Украине оказались не пустыми страшилками? Может быть, как говорил Гриценко, в стране уже дефолт, а мы его не видим? Может быть, экономика валится вокруг нас обломками и только вступление в ТС спасет украинцев от голодной смерти?
Вот, например, экономические показатели этого года говорят об экономическом спаде. Так, промышленное производство в течение нынешнего года сократилось на 5,2%. Не всё в порядке и с украинским ВВП: во втором квартале оно уменьшилось на 0,5%. Неужели и правда «the end is near»?
Нет, неправда. Разумеется, украинская экономика весьма уродлива, как и управляющая ею Система. Скажем больше: украинская экономика является неполноценной вот уже лет двадцать, потому что представляет собой разграбленный под чистую сектор народного хозяйства УССР. За 22 года независимости тут ничего так и не создали, кроме офисов банков и компаний, да торговых центров, зато угробили и разворовали всё. Реальная катастрофа уже давно состоялась, еще в начале 90-х, и сейчас украинцы живут на постапокалипсических руинах советской экономики.
Это не следствие «незалежности», как уверяют некоторые, это следствие уничтожения социалистической системы, которую не восстановить, даже если снова объединиться с Россией в одно государство (потому что в России тоже уничтожили социализм). Получите капиталистическую систему дикого рынка, контролируемого бандитами, с его массовой безработицей, отсутствием социальных гарантий и периодическими микрокризисами.
Периодическими – потому что график развития украинской экономики (как и других постсоветских стран) представляет собой картину шестибалльного шторма. То подъемы, то падения, то опять подъемы, то опять падения.
Только за последнее десятилетие Украина пережила три экономических спада. Первый пришелся на кризис 2005 года: от повышения цен на газ (и реприватизации крупных заводов) залихорадило сырьевое промпроизводство (металлургия, химпром), а от него тогда сильно зависела украинская экономика. Это снизило рост ВВП с 14% (2004) до 3% (2005), но прошло почти незаметно для населения – в отличие от сахарного, мясного и бензинового кризисов.
Через несколько лет Украина жила уже не одними только заводиками олигархов, которые выбили себе различные льготы и все меньше платили денег в бюджет (зато всё больше просили из него вспоможения). При всей отсталости её экономики, в ней стали развиваться торговля, пищевая промышленность, сфера услуг и финансовый сектор. А огромная армия разъехавшихся по миру «заробитчан» присылала домой денег больше, чем зарабатывали рабочие у доменных печей.
Однако чрезмерное увлечение финансовыми играми привело к весьма плачевным последствиям: в 2008-2009 гг. Украина болезненно пережила мировой кризис, когда ВВП рухнул до минус 15%. Вот это был действительно кризис! Гривна упала почти вдвое, цены поднялись втрое, а толпы безумных украинцев штурмовали окошки обменных пунктов. Но ничего, пережили – дефолт не наступил, Украина не рассыпалась.
Нынешний кризис в украинской экономике и кризисом-то назвать трудно. Собственно говоря, мы имеем две проблемы: некоторое сокращение промпроизводства (остановлены заводы Фирташа) и дефицит государственного бюджета. Первая проблема затронула только работников химкомбинатов, а также микроэкономические зоны их городов: люди стали меньше покупать, что несколько уменьшило прибыль торговли Ровно, Северодонецка, Черкасс. Но в масштабах Украины это практически незаметно - еще меньше, чем сезонные колебания экономических показателей.
А вот с бюджетом проблема будет посерьезнее – главным образом потому, что она не решается. Вместо того, чтобы сократить расходы на себя любимых и свои прожекты «распила бабла», парламентарии и министры лишь ищут, где бы занять денег в долг. Совершено понятно, что подобная экономическая политика никуда не годится - она может загнать в гроб даже страну с развитой экономикой. Впрочем, стране до гроба ещё очень далеко, поскольку власти самой невыгодно устраивать тут дефолт, а вот остаткам социального сектора не поздоровится.
Проще говоря, сейчас ситуация не ахти, причин для торжественных отчетов нет, и власть помалкивает о своих достижениях. Да и общая оценка как всей экономики в целом, так и уровня жизни населения заслуживает нецензурной брани в адрес власти. Но ведь могло быть гораздо хуже! Могла быть гиперинфляция, повальная безработица, макароны по карточкам и «парад суверенитетов».
Вместо этого в последние два месяца динамика экономики ускорилась, и есть повод немножко похвастаться. Например, эксперты банка «Аваль» прогнозируют заметный рост ВВП в 3-4 кварталах. А статистика говорит о том, что в 2013 году в Украине произошли заметные положительные изменения в сфере банковского кредитования. В частности, были снижены процентные ставки по кредитам для населения и предприятий, а прирост кредитов составил 42 миллиарда для юридических и 5,6 миллиарда для физических лиц. Понятно, что в ожидании дефолта вряд ли кто-то будет щедро раздавать кредиты...
Опять же, а кто сказал, что дефолт – это крах экономики и тем более гибель государства? Помнится, наши соседи в 1998 году пережили дефолт, причем на ровном месте. И ничего, Россия не развалилась, не сгинула в нищете и гражданской войне, а очень даже наоборот! Так зачем же некоторые заказывают тризну по Украине? На этот вопрос ответ дан выше…
Ну а кроме того, не забываем, что в мире есть мода на апокалипсис и его прогнозы, и у этой модной темы есть свои фанаты. Некоторым людям просто нравится читать все эти предостережения и пророчества и бояться, вздрагивая на диване перед телевизором. Ой, астероид летит! Караул, грядет пандемия смертельного гриппа! Вы слышали, земля провалится в черную дыру?! А некоторые люди получают искреннее удовольствие, запугивая окружающих всем этим.
А ещё есть люди, которые с нетерпением ждут катастрофы. Потому что им кажется, что после неё они заживут круто и интересно, уминая тушенку из стратегических запасов и наблюдая за гибелью своих врагов.