Последний период форсированной евроинтеграции длился около года, причем участники правящей коалиции целеустремленно, борясь с саботажем оппозиции, принимали необходимые для этого законы, отказываясь лишь от помилования Тимошенко. «Шоколадную войну» с Россией воспринимали как досадное недоразумение, газовую тему практически закрыли (остался лишь долг в 800 миллионов), намеки российской власти о возможных экономических проблемах игнорировали, страшилки Глазьева вообще не слушали.
Даже нытье собственных производителей о том, что они-де не могут выпускать товары европейского качества и, следовательно, продавать их на европейском рынке, не принимали во внимание. День за днем украинская власть бодро отчитывалась перед украинцами о своих шагах на пути в Европу и заявляла, что никто ей в этом не помешает.
Правящие круги никак не высказывались о существовании неких серьезных причин для отказа от подписания ассоциации, за исключением, опять же, дела Тимошенко. Которое вполне можно было замять, поставив перед Европой вопрос ребром: у нас тут историческое геополитическое событие происходит, а вы пытаетесь под шумок организовать амнистию своей подружке, вам Украина нужна или Тимошенко, а?
Еще 20 ноября подготовка к подписанию ассоциации шла полным ходом, а уже 21 ноября внезапно выходит сенсационное постановление Кабмина №905-р о её приостановке.
Формально этот шаг пояснялся необходимостью «более детального изучения и проработки комплекса мероприятий, которые необходимо осуществить для восстановления утраченных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией».
Пардон, Николай Янович, но о каких «утраченных объемах производства» идет речь?! О нескольких составах с конфетами «Рошен», отвергнутых Роспотребнадзором? Неужели бизнес пана Порошенко вам так дорог, что ради него вы решили отменить цивилизационный выбор своей державы?
А ведь больше никаких реальных запретов на ввоз украинской продукции Россия в последние месяцы не объявляла. Да и вообще, как член ВТО, она не может просто так взять и завернуть обратно товары другого члена ВТО. Так что даже «сырную» и «шоколадную» войну пришлось обосновывать якобы несоответствием каким-то там потребительским нормам.
Возможно, господин Азаров имел в виду возникшие трудности с пересечением украинских товаров через российскую таможню? Однако что же происходит на украино-российской границе на самом деле? А происходит следующее: если ранее, по обоюдной договоренности, российская таможня давала добро и смотрела на украинские грузы сквозь пальцы, то теперь она проверяет их по всем нормам и правилам. А это не только затягивает время и создает очереди, но и рождает проблемы тем украинским экспортерам, у которых не всё в порядке с грузом или документами на него. Отсюда и стоны о том, что Россия якобы закрыла границу для украинских товаров, хотя на самом деле Россия просто навела на своей таможне порядок.
Кстати, то же самое касается пересечения этой границы украинскими громадянами: внезапно российские пограничники начали выполнять свои обязанности добросовестно и по закону, завернув обратно в Украину несколько сотен путешественников. А в итоге раздался плач: караул, российская погранслужба лютует!
Но кто в действительно стонет и плачет? Люди, привыкшие «мотаться в Россию», не удосуживаясь даже сделать положенные отметки в документах. Вот, к примеру, есть поговорка о том, что нельзя войти в одну реку дважды. Недавно российские пограничники завернули обратно «туриста», у которого есть две отметки о въезде в Россию (и ему поставили бы третью) и ни одной отметки о выезде!
А тем временем на путях стоят вагоны с товарами из Украины, которые по закону стоило бы либо арестовать, либо залить бетоном в свинцовых контейнерах. Потому что эту полуконтрабанду или жуткую хрень до сих пор ввозили в Россию (или провозили через неё в страны Азии) по каким-то левым схемам и личным договоренностям. А когда теперь её тормознули, какие-то «большие люди» в Украине несут от этого убытки. И начинают «пробивать по каналам» наверх до самого Кабмина: аллё, шеф, а можно вернуть всё взад, как раньше было?
Но неужели объемы этой полулегальной торговли настолько велики, что составляют 10 миллиардов гривен в месяц, и в ней задействованы до 20 тысяч человек? А ведь именно такие цифры назвал вице-премьер Бойко, говоря об экономических убытках Украины, пытаясь оправдать отказ от подписания ассоциации.
Думается, что он сильно преувеличивает, включив в них оптом убытки всех украинских предприятий за последнее время, а также всю текучку кадров за этот же период. Вот только далеко не ко всем из них Россия вообще имеет хоть какое-то отношение. Например, предприятия Фирташа приостановили свою работу вовсе не потому, что Россия закрыла ему свой рынок или подняла цена газ (в действительности даже наоборот), а потому что возникли проблемы на мировом рынке удобрений…
Разумеется, что если бы украинские граждане давно уже пересекали российскую границу по всем правилам, так, как они пересекают границу Шенгена, то никаких неприятных сюрпризов бы не было. И если бы все украинские производители выпускали качественные товары и надлежащим образом оформляли их ввоз в Россию, то не было бы ни длинных очередей, ни «спада производства». Но работать качественно и жить по закону в Украине могут далеко не все, и это является самым главным препятствием на её пути в Европу. Уже самые элементарные европейские нормы вызвали у украинцев кряхтение и недовольство.
А когда речь зашла о модернизации украинского производства под европейские стандарты, то «отечественный производитель» начал с плачем забрасывать Киев петициями и прошениями «остановить губительный процесс». В частности, в середине ноября на Банковую проперлись «промышленники и предприниматели» с настойчивой просьбой отложить подписание ассоциации на год. Они апеллировали к словам Азарова о том, что вступление в ТС дало бы Украине 9 миллиардов долларов прибыли в год, а евроинтеграция – почти 160 миллиардов убытков.
Интересное мнение, но тут следует кое-что уточнить. Во-первых, значительная часть этих «промышленников и предпринимателей» ничего не производит. Кто-то просто торгует оптом, кто-то подвизался «инвестором» - одалживают деньги начинающим бизнесменам в обмен на долевое участие в прибыли (что не мешает им с гордостью заявлять «МЫ производим»), кто-то занимается жилым строительством в Украине, что никак не связано с экспортом в Россию. Есть много владельцев торговых центров, ресторанов, клубов и развлекательных центров, интерес которых в ТС весьма сомнителен. Всё это не так важно, зато несколько проясняет картину лиц людей, называющих себя «отечественными производителями».
Во-вторых, цифра в якобы 9 миллиардов ежегодной прибыли была рождена известным российским пропагандистом Таможенного Союза Сергеем Глазьевым, который составил её из гипотетических сумм скидок на российский газ и нефть плюс увеличения объемов украинского импорта в Россию.
Однако в реальности Украине уже не нужны скидки на российский газ: закупающая его для промпроизводства компания Ostchem (Фирташ) уже получила скидки лично от Путина (по 280 долларов), а Нафтогазу российский газ теперь без надобности (только для поддержания транзита). Реальный интерес представляет лишь отмена экспортных пошлин на российскую нефть – вот только вопрос, в чей карман пойдут сэкономленные деньги? Ведь почти все НПЗ в Украине принадлежат российским же компаниям, так что украинцам с этого ничего не обломится.
Что же до увеличения объемов экспорта в РФ, то тут, как говорится, Глазьев пальцем в небо ткнул. Пообещать можно всё что угодно, хотя и не исключено, что в виде поощрения Россия могла бы действительно закупать больше украинского «непотриба». Только вот зачем он ей?
А вот 160 миллиардов, о которых плачутся Азаров и «промышленники с предпринимателями», - это сумма не убытков, а средств, необходимых для модернизации украинского производства до уровня европейских норм. Чтобы украинские предприятия могли выпускать товары не хуже хотя бы польских и чешских. А может быть, даже на уроне немецких и британских! Почему бы нет? Глядишь, и начнут делать авиационные двигатели не хуже «Rolls-Royce», с которыми украинские самолеты можно будет реально продавать в развитые страны, а не только в Пакистан и Нигерию.
Но украинский отечественный производитель не хочет модернизироваться и тем более тратить на это целых 160 миллиардов. Он хочет выпускать на своих старых советских заводах хрень третьего сорта, с как можно более низкой себестоимостью (отсюда мечта о дешевом газе и отсутствии налогов). И экспортировать её туда, где её будут покупать в больших объемах, без скрупулезной проверки, утомительного оформления и ввозных пошлин.
Украинский отечественный производитель понимает, что продавать эту свою продукцию в Европу он не сможет: она ведь не пройдет ни один контроль качества. Да и толкнуть её туда по левым схемам через связи на таможне не получится. Другое дело - неприхотливый евразийский рынок, принимающий разное барахло, особенно если «забашлять нужным людям»!
Отсюда их вопли и стенания о том, что «Европе не нужны украинские товары». А ведь действительно не нужны, но не потому, что они украинские, а потому что не соответствуют европейским нормам качества. Отсюда настойчивые требования «сближения с Россией» - как последней возможности сбрасывать кому-то свой хлам. Нет, ну, конечно, еще можно грузить товары на корабли и везти в Африку, вот только у негров денег нет…
Эти активные сторонники ТС не учитывают одного: Россия тоже может ввести нормы европейского качества и закрыть границу для полулегальных товаров. Что она, кстати, сейчас и демонстрирует! Но в Украине эти законные и цивилизованные шаги РФ воспринимают как «порку хохлов». И мечтают, чтобы Россия вновь подобрела и вернулась к старой системе торговых отношений с Украиной. Как же её задобрить? Наверное, нужно отказаться от Ассоциации!
В общем, выбор, на котором настаивал «отечественный бизнес», - это отказаться от возможности модернизироваться до уровня Европы и начать жить по законам, а не коррупционным договоренностям, и попытка «сблизиться с Россией» по старым схемам 90-х годов, экспортируя туда третьесортный хлам, выпущенных на древних разваливающихся заводах. Кто от этого выигрывает? Только «промышленники и предприниматели», да и то недолго. Россия не будет вечно покупать украинский хлам даже ради своих геополитических интересов, да и лет через 10-15 украинские заводы таки развалятся от старости. Так что их в любом случае придется либо модернизировать, либо закрывать…
Впрочем, те, кто действительно хотели жить в Европе – уже давно выехали на ПМЖ в страны Евросоюза, а теперь эвакуируют туда своих родных. Так же, как те, кто хотел жить в России, уже давно там обустроились, купили жилье и стоят в очереди за паспортом. В Украине же, похоже, остались лузеры, халявщики и сачки, которым лень даже выйти на улицу и заявить, чего же они хотят от своей власти…
24.11.2013 08:00