Особенности национального кризиса
22.04.2014 08:00
Не успели захватившие Донецкий горсовет «сепаратисты» провозгласить свою республику и разобраться, чего же они всё-таки хотят – референдума о федерализации или присоединения к России, как образовавшимся в городе «двоевластием» воспользовались мошенники.

Под видом «представителей Донецкой республики» они занялись обыкновенным вымогательством: показывали владельцам местных магазинов некий «манифест» и требовали деньги «в народный бюджет». Также аферисты пытались продать владельцам винных лавок «акцизные марки Донецкой республики», угрожая в противном случае конфисковать у них всё спиртное.

Наглость находчивых жуликов объясняется полным бездействием местной донецкой милиции, никак не реагирующей на эти инциденты, которая сразу же «перешла на сторону народа» и теперь стоит в стороне и смотрит на происходящее сквозь пальцы…


А ты провозгласил республику?!

Пару дней назад по нашему городу разнеслись пугающие слухи о том, что к нам якобы едут сотни боевиков «Правого Сектора» и некие американские наемники. Зачем едут? Конечно же, для того, чтобы убивать «антифашистов», пытать сторонников федерализации и насиловать всех, кто хочет «сближения с Россией». Судьба остальных не афишировалась, но, возможно, она будет не менее ужасной: то ли угонят в рабство в Португалию, то ли поголовно «вакцинируют».



Кто-то в эту чушь поверил. Кто-то, наверное, был даже готов бросить обед, работу, лабораторную в институте или сбор пустых бутылок и бежать к исполкому, чтобы «защитить город от бандеровцев». Где их, возможно, уже ждали бы «зеленые человечки» и группа приехавших из какого-нибудь Отстойска «пророссийских активистов», с характерными белыми полосками на штанах и приколотыми к толстовкам черно-оранжевыми ленточками. Которые, под прикрытием живого щита из местных, захватили бы исполком или РОВД – и объявили бы очередную «народную республику».

Почему бы и нет? Например, в Краматорске именно так всё и было. И не только в Краматорске. Похоже, что организаторы этого «восстания Донбасса» действуют по единой схеме, одной из ключевых частей которой является толпа дураков, одурманенных пропагандой и запуганных слухами.

Однако в нашем городе этот план не сработал. То ли не приехали «зеленые человечки», то ли даже у местных глупцов закралось сомнение в приезде «американских наемников». Как бы там ни было, но спешно прибежавшие на главную городскую площадь два десятка «защитников города» покрутили головами, постояли под веб-камерой, покурили – и разошлись по пивным…


Словно мухи тут и там ходят слухи по домам…

Но было бы несправедливым считать жителей Донбасса какими-то «особенными» - в толерантном значении этого слова. Поскольку точно так же верили в самые дурацкие слухи и точно так же бегали с палками и флагами «защищать город» и киевляне. Как во время Майдана 2004 года, так и во время Евромайдана 2013-2014. Такова уж суть украинцев – верить в разные слухи, которые мгновенно множатся во время очередного политического или экономического кризиса. Так есть сейчас, так было и столетие назад:



«Слухи при Петлюре приобрели характер стихийного, почти космического явления, похожего на моровое поветрие. Это был повальный гипноз. Слухи эти потеряли свое прямое назначение - сообщать вымышленные факты. Слухи приобрели новую сущность, как бы иную субстанцию. Они превратились в средство самоуспокоения, в сильнейшее наркотическое лекарство. Люди обретали надежду на будущее только в слухах. Даже внешне киевляне стали похожи на морфинистов. При каждом новом слухе у них загорались до тех пор мутные глаза, исчезала обычная вялость, речь из косноязычной превращалась в оживленную и даже остроумную…» - писал Константин Паустовский в автобиографической книге «Начало неведомого века».



Интересно, что бурное развитие средств связи и информационных технологий в начале 21 века, давшее возможность украинцам получать информацию непосредственно из первоисточников, так не и победило слухи. Напротив, мобильная связь, а потом и интернет, стали средством их массового распространения! И этим активно пользуются всё те же мошенники и аферисты, которые чувствуют себя в любой кризис как рыба в воде.

С помощью слухов можно собрать толпу озабоченных людей и под её прикрытием свергнуть власть или провозгласить «республику». Можно просто устроить мелкую провокацию, натравив одну сторону конфликта на другую. Поглядите на людей, с палками бросающихся на бронемашины, – это типичные жертвы слухов. И толпы обывателей, шумящих возле банкоматов и обменных пунктов, испуганно рассказывающих друг другу, что «завтра закроются все банки» и «доллар будет по 25» - тоже. Они даже не догадываются, что подыгрывают тем, кто «зарабатывает» на скачках курса валюты.

Увенчали валютную панику слухи о денежной реформе: предстоящем обмене нынешних гривен на новые купюры, по неясному курсу и с неизвестными ограничениями. В этом случае интернет тоже сыграл роль распространителя дезы, поскольку аферисты разместили в сети «образцы новых купюр». И это еще удивительно, что жулики, распечатав на принтере «новые деньги», не пошли их менять к доверчивым пенсионерам…

Впрочем, большинство слухов, традиционно, вполне безобидны и даже просто вздорны. «Сандей Аделаджа станет советником будущего президента Украины!», «Мария-Дэви предсказала Украине апокалипсис!» - судачат сегодня киевские старушки, явно соскучившиеся по Леониду Черновецкому.


Без лоха жизнь плоха

Трудно сказать, являются ли украинцы более наивными недотепами, чем немцы или французы. Во всяком случае, и в западных странах тоже ходят разные слухи. Просто народ там более опытный и не имеет привычку скакать по граблям. А потому слухи встречает с недоверием, а тревожные новости перепроверяет, прежде чем предпринимать какие-то шаги. Может быть, поэтому там и не так просто с помощью слухов создать политический кризис или уронить биржевые индексы.

Но главное отличие между украинцами и европейцами в том, что наши западные соседи не позволяют себя поиметь даже во время кризисов. Да и сами не пытаются кинуть ближнего своего или государство, прикрываясь кризисом как универсальным оправданием. Собственно говоря, там подобные оправдания никто не будет принимать во внимание. Выслушают. Посочувствуют. И выдвинут неустойку за просрочку платежей.

А у нас? Из украинцев десятилетиями ковали смиренных терпил. У нас даже Уголовный кодекс устроен так, что законопослушному гражданину лучше быть ограбленным, избитым и даже убитым, чем пытаться защитить себя от бандитов. У нас народ восстает только тогда, когда полагает, что ему за это ничего не будет, что с помощью кастрюль на голове он может свергнуть власть, а сковородками остановить колонны бронетехники. Но первые же выстрелы повергают его в шок и панику. Вспомним события горячего февраля: в Евромайдане участвовали десятки тысяч украинцев, однако лишь несколько сотен пошли на Грушевского под пули «Беркута». Остальные пели и скакали под колонной с крылатой бабой.



Поэтому когда наступает очередной кризис и работодатель решает воспользоваться им для экономии на фонде зарплаты, то украинцы практически безропотно переходят на «трехдневку», месяцами ждут задержанного жалования, уходят в т.н. «неоплачиваемые отпуска», попадают под сокращение штатов. Воспринимая это как должное, как логическую составляющую кризиса. Достаточно начальнику сказать «кризис!», как подчиненные тут же уныло втягивают головы в плечи и начинают готовиться к безденежной жизни на припасенных макаронах.

При этом никакого кризиса может и не быть в реальности, о нем могут лишь ходить слухи, распространяемые, в том числе, на самом высшем уровне. Кризис может вообще никак не затронуть предприятие, на котором работают украинцы. Но кто из них будет это проверять? В Украине и профсоюзов-то нет нормальных! И люди предпочитают быть сокращенными и получить выходное пособие, чем «довыпендриваться» и быть уволенным по статье без оного.

Но кто проверял, действительно ли украинский бюджет не может потянуть социальные расходы, которые решили сокращать? Действительно ли он не потянет повышение зарплат бюджетникам? Ведь граждане поверили новой власти на слово. А между тем сама она себе ни в чем отказывать не собирается, судя по деликатесам, закупаемым для буфета президентской Администрации.

В Европе олигарху или государству проще закрыть предприятие, чем воевать с профсоюзом, но даже в этом случае работникам придется выплатить массу пособий. Там и представить не могут, чтобы люди согласились работать за половину зарплаты, чтобы они работали месяцами без зарплаты, чтобы они безропотно давали себя сократить. Думается, поэтому и кризисы там проходят относительно безболезненно для населения. Украинцы же имеют совершенно иной, не европейский менталитет лохов.…


Хоть шерсти клок…

Однако смиренный украинский лох тоже не против воспользоваться кризисом и залезть кому-то в карман. Тут вообще есть такая традиция: когда что-то приходит в упадок, разваливается, то народ спешит не отремонтировать это, а растащить на куски.

Вот буквальный пример: после закрытия у нас одного предприятия, как-то без присмотра осталось здание его управления – прекрасный авторский проект XIX века, выделяющийся на фоне убогих халуп заводского района, переживший три революции, Гражданскую и две мировые войны, и даже горбачевскую «перестройку». Казалось бы, такую достопримечательность местные жители должны беречь. А вместо этого они начали разбирать его на стройматериалы, из которых затем возвели в своих дворах корявые сараи…

Впрочем, маленькому украинцу очень редко удается стащить что-то чужое, поскольку обычно это оптом прибирают к рукам «большие люди». Зато он не пренебрежет возможностью не заплатить по счетам – раз уж в стране кризис!

Например, сейчас в Украине динамика коммунальных платежей просто катастрофическая: ожидая то ли очередную революцию, то войну и оккупацию, многие люди с марта вообще перестали платить за квартиру, воду, электричество. Точно так же воспринимая это как должное – мол, зачем же «выбрасывать деньги», если инфляция или война спишут все долги! Лучше купим на них новый планшет, пока они не подорожали ещё больше, или еще одну пару туфель.



Понятно, что этот круговорот неплатежей в Украине лишь усугубляет экономический кризис, и в итоге он действительно касается своей костлявой рукой каждого…

И, кстати, о туфлях и не только. Как известно, в результате скачков курса гривны в первой половине апреля он достигал 13 и выше гривен за один американский доллар, который, таким образом, подорожал в полтора раза. Вполне логично, на столько же (в гривнах) должны были подорожать импортные товары. Однако некоторые продавцы на этом не остановились и пошли дальше, взвинтив цены чуть ли ни вдвое!

Но больше всего отличились отечественные производители, которые тоже не захотели остаться в стороне от всеобщего подорожания и решили воспользоваться им как поводом, чтобы поднять и свои цены. Пусть и не вдвое, но всё же. При этом совершенно непонятно, на каком основании, например, подорожала мука украинского происхождения? Этого никто никому пояснять не будет. Впрочем, причина и так прекрасно понятна всем: каждый хочет воспользоваться случаем и урвать хоть шерсти клок.

Вот только проблема в том, что украинская власть – она не просто отражение избравшего её народа. Ну, точнее, избравшего Верховную Раду, избравшую нынешнюю власть. Не будет клеветой заметить, что в современной Украине во власть, в большинстве своем, идут далеко не лучшие представители общества, которые никак не контролируются этим обществом. И можно лишь предполагать, чем именно они занимаются за ширмой «борьбы с кризисом»…


Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA