Казалось бы, уж кому-кому, а нашим защитникам - государство в лице властей всех уровней и ведомств обязано организовать режим максимального содействия и благоприятствования. Везде и во всем – от условий службы, лечения и реабилитации до оплаты их благородного сурового труда. А вот здесь-то как раз оказалось не все так гладко.
Как говорится, хочешь проверить искренность отношения окружающих к себе, заведи разговор о деньгах. Военное ведомство – в лице нескольких командиров высшего звена – пытается во что бы то ни стало вынудить солдат на передовой …поменять банки, в которых они обслуживаются, получая зарплаты, - на другие финучреждения. Перейти с коммерческих банков в государственные.
Чтоб было понятно читателю, речь фактически идет о том, что бойцы (теоретически) должны будут, быстренько отбив очередную атаку противника, тут же найти в близлежащем населенном пункте работающее отделение одного из госбанков, подписать толпу необходимых бумажек, активировать карту в «государственном» банкомате (если он, конечно, там найдется) и ждать, пока на эту карту упадут деньги.
С учетом того, что система электронных платежей в отечественных госбанках, мягко выражаясь, не слишком современна, ждать служивым придется долго. А уж обналичить «пластик», даже дождавшись денег, нечего и пытаться. По признанию самих сотрудников госбанков (напомним, их в Украине всего три) и их клиентов, сети банкоматов во многих регионах представлены очень скудно. Воспользоваться же услугами банкоматов других банков без финансовых потерь не получится: госбанки (точнее, их терминалы) не входят в объединенные сети банкоматов, созданные коммерческими финучреждениями, которые позволяют клиентам банков-партнеров снимать средства без комиссий.
Казалось бы, устроить подобное издевательство над солдатами в период острого военного конфликта могут лишь явные вражеские элементы. Поскольку иначе как вредительством подобные инициативы не назовешь.
Ан нет – никакие не вражеские элементы. А как раз …отцы родные – командиры. В частности – командующий сухопутными войсками ВСУ генерал-лейтенант Анатолий Пушняков, командующий Военно-воздушными силами ВСУ генерал-полковник Юрий Байдак и – временно исполняющий обязанности командующего оперативного командования «Север» генерал-майор Виктор Бокий. Последний разослал в части телеграмму за собственной подписью с требованием обеспечить перевод обслуживания личного состава из коммерческих банков в государственные. Вот так – ни много ни мало.
Эх, господа генералы, не о том вам бы думать, когда идет война! Или, может, служивым Пушнякову, Байдаку и Бокию не до того, чтобы думать о боевых тактике и стратегии – их куда больше волнуют иные вопросы?
Волны протеста против «зарплатного» нововведения в армии в конце минувшего года уже прокатились по всей стране: встали Новоград-Волынский, Николаев, Херсон, Черкассы. Приходили родственники солдат и в Киев, под стены Кабмина и НБУ.
Активист Дмитрий выходил на митинг вместе со своей мамой, у него в АТО служит брат: "Молчать и дальше просто нет смысла. Или может власть хоть раз услышать народ. Армия и так голая и голодная, зачем сейчас еще и играться с зарплатами военных? – возмущает активист Дмитрий (Новоград-Волынский).-- Мой брат должен бросить автомат и бежать переоформлять документы? Или в поле под обстрелом получать зарплату? Не понимаю для чего власть это затеяла?"
Первоисточником новации был Кабмин. В сентябре прошлого года правительство принимает протокольные решения №№ 74 и 76, которыми руководителям госорганов и бюджетных организаций на местах поручалось обеспечить переход зарплатных проектов сотрудников исключительно в госбанки.
Эта инициатива оправдывалась тем, что, мол, в военное время государство призвано контролировать финансовые потоки (особенно, если речь идет о довольствии военных, находящихся на его страже, а также зарплатах работников бюджетной сферы). С тем, чтобы не было задержек и проволочек с переводом средств и чтобы финучреждения, через которые этот перевод осуществляется, не дай Бог, не обанкротились.
С одной стороны, все, вроде бы, логично. Но подобные жесткие рамки уместны лишь в условиях повсеместного военного положения, когда финансовая система государства парализована, коммерческие банки не работают.
Почему же появилась новация о переводе строго в банки государственные? Этим вопросом сейчас плотно занимаются проверяющие и контролирующие органы. По данным СМИ, инициатором новации стал глава одного из госбанков, который, используя свои давние личные связи с представителями Кабмина, «продавил» пресловутые решения -- в надежде «завести» в собственный банк колоссальную клиентскую базу из нескольких миллионов бюджетников.
Новация вызвала бурю возмущение в обществе, что вынудило Кабмин немедленно от нее откреститься. Бывшее руководство Минобороны поторопилось было в приказном порядке заставить всех перейти в госбанки, однако волна протестов, а также вмешательство Генпрокуратуры охладили пыл больших командиров. Приказам был дан «задний ход». Мало того – позже заместитель министра Петр Мехед призвал военных финансистов при выполнении актуальных вопросов банковского обслуживания военнослужащих четко придерживаться норм законодательства и честной конкуренции. А в ходе заседания Минобороны было принято решение подготовить проект поручения заместителя министра о проведении в воинских частях и подразделениях обязательной разъяснительной работы о правовых основах свободного выбора военнослужащими банков, обслуживающих зарплатные проекты. Казалось бы, поставлена точка…
Как бы ни так! На поверку оказалось, что на войсковые части продолжают «давить» с требованием переводить солдат в госбанки. Вот та самая упомянутая нами ранее телеграмма от генерал-майора Виктора Бокия – яркий пример.
Откуда у господина Бокия такое рвение выполнить решение Кабмина, которое сам Кабмин уже отозвал, признав ошибочным… Неужто от недальновидности? Тогда что он делает на столь высоком посту?
А, может, причина иная и кроется она лишь в том, что, усложняя решение финансового вопроса для солдат, командир таким образом упрощает его для себя? И, возможно, цена вопроса-то куда выше, чем те суммы, которые приходят бойцам на карточки? Если шустрый банкир смог «подсуетиться» и пролоббировать интересное ему решение в Кабмине, почему ему не сделать то же самое в коридорах Минобороны?
Жаль только, что господам-командирам невдомек, что – пытаясь «подставить» солдат, они подставляют не только себя, а всю нынешнюю власть. Новый Майдан – не дай Бог он случится – наверняка окажется самым жестким и беспощадным…