Наступившую осень украинцы встретили не только с очень плохими новостями об очередном повышении тарифов на электроэнергию, но и с хорошей новостью о решении Кабмина повысить уже с 1 сентября размер минимальной зарплаты. Впрочем, немного разобравшись в цифрах и оценив размер щедрости родного правительства, украинцы вновь приуныли…
Манипуляции или махинации?
Действительно, радоваться тут особо нечему. Ведь если тарифы повысились на 23%, то «минималка» вырастет с 1218 до 1378 гривен, то есть всего на 160 гривен, или 13%. Но дело ведь не только в сентябрьском подорожании электроэнергии, а кое-где и воды. Дело в том, что минимальная зарплата в Украине не поднималась с начала 2014 года, в то время как цены и тарифы за этот период выросли в разы.
Как известно, решение о замораживании минимальной зарплаты и пенсии было принято новой властью весной 2014 года и заявлено в качестве шага преодоления начавшегося в стране финансового кризиса. За этой формулировкой скрывалось примерно следующее: если мы не заморозим доходы населения, то оно будет скупать доллары и гривна продолжит падать, - а так у людей денег будет хватать только на еду, и они не побегут покупать валюту, а понесут в обменники свои сбережения.
Идея была в корне ошибочной, поскольку корень зла, то есть причина кризиса, крылась не в «излишке» денежной массы на руках населения. Дело в том, что спрос на доллары «снизу», то есть ломящимся в обменники населением, формировал лишь 20% валютного рынка Украины. Остальные 80% страны находились на межбанковской валютной бирже, куда выходили продавать и покупать крупные предприятия и банки. Весной 2014-го, после известных событий в Киеве, на этой бирже произошел перекос конъюнктуры: предприятия сократили продажи своей долларовой выручки, зато банки и финансовые фонды начали их активно скупать. И курс заморских валют начал резко расти, причем небывалыми темпами.
Так, если во время кризиса конца 2008 года гривна упала на 40% (с 4,85 до 7,93 за доллар), то в 2014-м курс национальной валюты упал более чем втрое (с 9,3 до 31 за доллар). Стабилизировавшийся затем курс (22-23) зафиксировал окончательное и бесповоротное падение гривны в 2,5 раза.
Уже то, что заморозка «минималки» ничуть не помогла стабилизировать валютный рынок, должно было красноречиво продемонстрировать бессмысленность такого шага. И лишь после того, как Украина начала получать западные кредиты, а Нацбанк «поскреб по сусекам», гривна прекратила свое падение и выравняла курс до нынешнего. То есть, как совершенно верно говорили экономисты еще в начале 2014 года, основное решающее влияние на валютный рынок оказывают не уличные обменники, а торги на валютной бирже и финансовая политика Нацбанка. И можно сказать, что манипуляции власти с «минималкой», заморозившие доходы населения, были совершенно напрасны.
Но напрасны ли? Персонажи нового правительства и депутаты поддерживавшей его инициативы Рады отнюдь не дураки, во всяком случае, в том, что касается финансов. Вряд ли они могли так заблуждаться относительно механизмов валютного рынка! И всё-таки они зачем-то заморозили доходы населения, причем на длительный срок - следующее повышение «минималки» должно было состояться только в декабре нынешнего года. Но зачем? На этот вопрос нет ответов, да его и не слышно в какофонии новостей про АТО, Россию и беспредельничающих «патриотов». Есть только предположения, строящиеся простым народом, а потому не претендующие на истину и объективность.
Первое предположение: заморозка доходов на фоне постоянного роста курса доллара была махинацией с целью вынудить население сдавать в банки свои наличные валютные сбережения. А задрав курс до 31, а затем опустив его до 23, кто-то очень хорошо «наварил» на этом свой «первый миллиард». Нужно заметить, что это предположение во многом построено на аналогичных обвинениях в адрес премьера Юлии Тимошенко во время кризиса 2008-2009 гг.
Второе предположение было построено на непонимании «маленькими украинцами» дальнейшей социально-экономической политики власти: курс гривны уж полгода как стабилизировался, но размораживать и повышать доходы населения всё равно никто не торопится. И тогда в своей святой простоте украинцы предположили, что… впрочем, давайте об этом чуть ниже!
Кризисы: тогда и сейчас
Какими бы «тихими» словами мы ни вспоминали Юлию Тимошенко и Виктора Ющенко, но стоит признать, что во время управления страной их дуэтом мы пережили кризис 2008-2009 гг. гораздо легче и быстрее. Да, тогда не было войны на Донбассе и у нас не крали Крым – однако, тогда и Украину не осыпали многомиллиардными кредитами и вспоможениями, мы выбирались сами.
Например, тогда правительство не замораживало «минималку» - видимо, не считая, что это облепившие окошечки обменников украинцы виноваты в резком падении национальной валюты. 1 октября 2008 года (начало кризиса) минимальная зарплата в Украине была повышена с 525 до 545 гривен, к концу 2008-го выросла до 605, к середине 2009-го до 630 гривен, к концу 2009-го до 744 гривен. Таким образом, за полтора кризисных года гривневая «минималка» выросла тогда на 219 гривен, или 40%. За полтора года нынешнего кризиса она поднимается впервые и лишь на 13%.
В пересчете на доллары это выглядит еще плачевнее. В середине 2008-го валютный размер «минималки» составлял 108 долларов (курс 4,85), в конце 2009-го 93 доллара (курс 7,98), таким образом падение составило около 13%. В феврале 2014-го валютный размер «минималки» составлял 130 долларов (курс 9,3), а с 1 сентября нынешнего года он будет лишь 63 доллара (курс 22), то есть это падение более чем вдвое!
Но это еще не всё! В 2010 году пришедшие к власти регионалы окончательно затоптали искры прошлого кризиса, и в апреле минимальная зарплата была уже поднята до 884 гривен (110 долларов), а к концу 2010-го составила 922 гривны (113 долларов), то есть чуточку превысив докризисный уровень. Подчеркнем – всего за два года активной работы дуэтов Ющенко-Тимошенко и Янукович-Азаров.
Чтобы не оперировать только «минималкой», обратимся к показателям средней зарплаты в стране. В начале 2008-го она составляла около 1400 гривен (285 долларов), в конце того года, в самый разгар кризиса, подросла до 1800 – но это было уже только 225 долларов. В начале 2010-го она составляла 1920 гривен (240 долларов), в конце выросла до 2240 гривен (280 долларов) – вернувшись к докризисному показателю. А так как уровень реальных доходов есть для народа самый основной показатель здоровья экономики, то для «маленьких украинцев» прошлый кризис длился всего 2,5 года.
Теперь обратимся к кризису нынешнему. В феврале 2014-го, когда в Киеве горели баррикады и грохотали выстрелы, средняя зарплата в стране составляла около 3200 гривен - или 344 доллара (по курсу 9,3). Сейчас размер средней зарплаты в стране 4350 гривен – или 197 долларов (по курсу 22). Это падение в 1,7 раза, не считая того, что за этот период очень многие украинцы потеряли работу и бизнес, и вообще не получают никакой зарплаты.
Таким образом, темпы преодоления кризиса тогда и сейчас, выраженные в конкретных цифрах уровня доходов выселения, разительно отличаются. Тогда за полтора года удалось выравнять экономику, а за два с половиной достичь докризисного уровня. Сейчас, по прошествии полутора лет, мы лишь валяемся на дне. И что хуже всего, ни через год, ни через два мы не так и не вернемся на прежний уровень жизни.
Тарифный заяц и зарплатная черепаха
Радостно сообщая украинцам, что правительство поднимет им «минималку» не с 1 декабря, а раньше, с 1 сентября нынешнего года, Арсений Петрович проговорился о планах правительства на будущее. А именно: с 1 декабря 2017 года размер минимальной зарплаты будет поднят аж до 1688 гривен! И это вовсе не злая шутка.
Таким образом, за два года (и три месяца) минимальная зарплата в Украине поднимется с 1378 до 1688 гривен, то есть на 22%. И если мы посмотрим в статистику, то это будет самый низкий показатель роста за всю историю независимости! Можно считать в гривнах, можно считать в долларах, но даже в прошлые кризисы социально-экономические показатели росли гораздо быстрее! Причем это не было рискованным популизмом политиков: одновременно укреплялся и курс национальной валюты - то есть утверждения о том, что зарплату поднимать нельзя ибо это может спровоцировать инфляцию, неверны.
И вновь мы подходим к загадке не обоснованной внятными аргументами политики нынешней власти по сознательному долгосрочному замораживанию доходов населения, которая, похоже, вообще не планирует никакого выходы из кризиса – во всяком случае, для народа. Ведь население Украины, как и любой другой страны мира, живет вовсе не показателями размера ВВП или ставки рефинансирования, его уровень жизни определяется размерами его доходов. А они зачем-то специально заморожены!
Но проблема не только в этом. Было бы намного проще, если бы правительство заодно заморозило цены и тарифы, но ведь происходит как раз наоборот, они регулярно растут! С начала кризиса цены на потребительские товары выросли от 1,5 до 4 раз! Больше всего подорожал импорт, ввоз которого резко сократился ввиду падения покупательского спроса (ибо чудовищно дорого), меньше выросли цены на отечественные овощи. Но одной картошкой и солеными огурцами сыт не будешь, тем более что подорожание в полтора раза – это тоже подорожание!
Кроме цен, выросли и тарифы на коммунальные услуги, относящиеся к обязательным платежам, от которых, даже будучи нищим, уже не откажешься, как от покупки мяса или новых ботинок. Только в нынешнем году были на 70% повышены тарифы на тепло, на 50% на горячую воду, вдвое выросли тарифы на электроэнергию, в 5 раз повысилась плата за газ! Возникает вопрос: компенсирует ли всё это нынешнее повышение «минималки» на 13%?
Между тем, это далеко не последнее повышение тарифов: до весны 2017 года пройдет еще три этапа подорожания электроэнергии, которая в итоге будет стоить 1,68 гривны за киловатт! А это повлечет за собой и подорожание водоснабжения. Кроме того, правительство постоянно твердит о том, что в Украине все еще слишком дешевый газ для населения. Нужно ли говорить о том, что подорожание «коммуналки» вызовет и новый рост розничных цен в магазинах и на рынках!
Так что обещанный до декабря 2017-го рост «минималки» еще на 22% тоже вряд ли поможет украинцам пережить все эти подорожания. Это вообще напоминает какие-то нелепые соревнования в беге между бодро скачущим тарифным зайцем и медленно ползущей черепахой доходов населения. И в то время, как заяц уже оставил за чертой выживания черепаху, политики рассказывают избирателям гипотезы о том, что теоретически черепаха уверенно догоняет косого…
Теперь вы можете оценить широту того удивления и непонимания населением истинных планов власти, которая словно специально делает так, чтобы кризис в Украине не заканчивался никогда. Суть которого, еще раз повторим, состоит не в финансовых показателях Нацбанка, а в уровне жизни украинцев.
И это рождает самые невероятные предположения у простых людей, силящихся догадаться, за что и с какой целью им устроили самый настоящий экономический геноцид? Вот почему в народе сейчас набирают популярность байки и слухи о том, что половину украинцев собираются уморить голодом или выжить из страны прочь, а из второй сделать очень дешевую рабочую силу. Вздор, конечно, но разве нынешняя социально-экономическая политика государства не менее вздорная?