Помнится, в начале 90-х годов, когда наши магазины были еще государственными и полупустыми, вся торговля велась в основном на рынках, возникавших чуть ли не на каждом перекрестке и представлявших собой жуткую смесь барахолки черт знает с чем.
Там пачки импортных сигарет и чая лежали вперемешку с «почти не ношенными» джинсами и «почти не пользованными» косметическими наборами, а среди запчастей к «жигулям» можно было увидеть пару палок копченой колбасы и полное собрание Дюма. Всё это богатство можно было купить за обесценивающиеся каждый час купоно-карбованцы, за «старые» и «новые» рубли и тем более за доллары, которые сами были ходовым товаром.
В этом бардаке рыночной анархии продавалась и продукция первых частных производителей. Неофициально – всевозможные разновидности алкоголя, получаемые смешиванием спирта с водой, красителями и вкусовыми добавками. Официально – пакеты с дешевыми макаронами серого цвета, которые за пару минут разваривались в кисель, и банки серо-коричневатым майонезом, изготовленным, похоже, из старого фритюрного жира. Но народ оживленно хватал и то, и другое: это было гораздо дешевле, чем импортные спагетти и соусы в ярких упаковках, продаваемые в зарешеченных ларьках…
Воспоминания о тех годах могут назвать приятными разве что только те, кто в 90-е активно «косил бабло» и создавал стартовые капиталы. Для остальных наших соотечественников они стали эпохой, повторения которой они не хотели бы ни в коем случае. Кто-то тоскует по «стабильности» 2010-2013 или 2002-2007 годов, кто-то мечтает совершить путешествие во времени в 70-е или середину 80-х, но никто не хочет возвращения 90-х. Только вот кризисы никогда не спрашивают нашего мнения, они просто берут и приходят! Прямо как сейчас.
Суть всех кризисов последних 25 лет заключается в падении платежеспособности населения. В 90-х годах денег не было вообще. Человек, получающий зарплату вовремя и наличными, в размере хотя бы ста долларов, считался богачом! В конце 2008-го курс гривны упал вдвое – и настолько же упали реальные доходы населения, а в 2014-м гривна и доходы упали уже втрое!
Сказать, что настолько же падает покупательская способность населения, будет неверным. Тут «в среднем» считать нельзя, потому что равномерно сократить свои расходы ни у кого не получится. Например, существуют обязательные платежи (коммуналка, кредиты, образование), которые по-любому приходится вносить. А значит, на другие расходы у людей остается денег еще меньше. Но там уже нужно оперировать понятием покупательской активности, показывающей, на что они предпочитают тратить оставшиеся у них гроши. Так, сокращая расходы на важнейшие покупки, граждане могут вообще отказаться от таких трат, как модная одежда, новые модели техники, развлечения. В то же время возрастает спрос (активность) на дешевые товары, мимо которых ранее многие проходили, брезгливо отворачиваясь.
И вот за полтора года лицо украинской торговли резко изменилось. Закрылись многие бутики и фирменные магазины – прежде всего, в провинции, где покупательская тропа к ним начала зарастать бурьянами. Особенно удручает, когда вместо прежних вывесок «Wrangler» и «Max Factor» над стеклянными витринами развернуты транспаранты «Одежда из Европы» (так вежливо называют секонд-хенд) или «Всё по 35» (самые отстойные китайские поделки). Впрочем, это лишь удручает.
Резко сократился ассортимент товаров в магазинах бытовой техники и электроники, по сравнению с 2013 годом раза в два-три. Причем новых моделей почти не завозят или предлагают «под заказ», торгуя в основном залежавшимся товаром со склада. Оно понятно: к примеру, новый ноутбук, чьи параметры можно назвать средними на середину 2015 года, сегодня стоит 18-25 тысяч гривен, а вот средние модели прошлых лет распродаются по 8-14 тысяч.
Но если это можно пояснить падением покупательской способности и спроса на более дорогие товары, то чем вызван дефицит, скажем, электролампочек?! Не так чтобы их вообще не было в продаже, они есть всякие – накаливания, люминесцентные, светодиодные, просто нет наиболее ходовых, нужных. На прилавках, покрытые пылью, лежат те, что никому, как говорится, и нафиг не нужны, а вот пользующихся спросом нет, их почему-то не возят. Что-то вспоминается начало 90-х, когда из-за такого же дефицита лампочек приходилось вкручивать в люстры либо 40-ваттки, и сидеть в полумраке, или 100-ваттки, жмурясь от ослепительного сияния.
Весьма заметные изменения произошли и на полках супермаркетов. Сильно поредели отделы импортных продуктов: они подорожали первыми, и спрос на них упал в первую очередь. Самые дорогие уже и не завозят, поскольку они перешли в разряд деликатесов для обеспеченных. Впрочем, и «второго сорта» тоже немного, так как в Европе несколько иная, чем у нас, товарная система. Если там выпускают спагетти, то они имеют почти одинаковое качество и разнятся только брендами изготовителя, поэтому и разброс цен на них небольшой. В Украине же производители пишут просто «макаронные изделия», и это могут быть как высококачественные конкилье из муки твердых сортов пшеницы, так и рожки из перемолотого кормового зерна. При этом последние дешевле в 3-4 раза, а значит, в кризисное время являются очень ходовым товаром, разбираемым малоимущими украинцами.
Продавать качественный товар во время кризиса весьма сложно, потому что он дорого стоит – это объективный факт. И если вас расстроило, что ваши любимые джинсы, туалетная вода, колбаса и булочки подорожали втрое, то это печально, но с этим ничего не поделаешь!
А вот другой пример: уж года три, как у нас в пекарне-магазине продают особый сорт хлеба, выпекаемый из импортной смеси, при этом его цена за время кризиса выросла всего на 40%. Возникает вопрос, как это возможно? Даже если производитель сильно экономит на зарплате работникам, даже если он ограничивает свои доходы, товар должен был бы подорожать куда больше. И это вынуждает осмотрительных покупателей с подозрением присматриваться и принюхиваться к хлебу, пытаясь понять, что же в нем не так, в чем тут прикол? И поверьте, это вовсе не паранойя, ибо на то есть причины!
Дело в том, что украинский рынок весьма специфически реагирует на покупательский спрос. Как правило, он совершенно глух к спросу на товар «такой же, но с перламутровыми пуговицами» - то есть пожелания покупателей у нас практически никогда заставят производителя или оптового торговца снизойти до их исполнения. Как-то несколько лет назад, в лучшие времена, я тщетно пытался купить в нашем городе куртку типа «Levi's Sherpa» - половина продавцов удивленно таращила на меня глаза, не понимая, о чем я их спрашиваю, а вторая с плохо скрываемым раздражением предлагала «купить то, что есть».
Вот так они все годами производят и возят только то, что сами захотят, принуждая украинского покупателя не капризничать, а брать то, «что есть». Понятно, что представления о моде или кулинарии у большинства из них не идет дальше «а вот такое сейчас в столице носят» или «а вот такое мы у кумы на именинах ели». Половина украинских продавцов вообще не имеет хорошего вкуса и представления о качестве своего товара, они оценивают его исключительно категориями «дешевый», «дорогой», «польский», «турецкий», «тоже неплохой». Но это, поверьте, не самое страшное!
Гораздо хуже, когда с наступлением кризиса украинский рынок начинает очень оперативно реагировать на падение покупательской способности и повышение спроса на дешевые товары и с каким-то извращенным энтузиазмом удовлетворять его! Качество многих товаров в Украине и в докризисное время оставляло желать лучшего, а теперь его просто игнорируют, жертвуя им в пользу максимального снижения цены. Словом, поступают по принципу «ну и что, что дерьмо, зато очень дешевое и ходовое дерьмо».
Есть два основных способа пойти навстречу обнищавшему покупателю. Первый – сдерживать подорожание товаров средней ценовой категории. Это можно сделать только путем сокращения их себестоимости, в первую очередь на сырье для их изготовления. Вот почему «кризисные» сосиски, сыры, соусы, копчености становятся постепенно такими невкусными и отвратительными. Впрочем, есть и другой вариант: например, уменьшить вес буханки хлеба. И это будет гораздо лучше, чем выпекать его из дешевой низкокачественной муки и с подозрительными химреактивами.
Второй способ – это сократить продажу товаров средней ценовой категории, заменив их самыми дешевыми товарами «эконом-класса». То есть вместо «докторской» колбасы, пусть изготавливаемой уже из непонятной животной эмульсии, но всё равно постоянно дорожающей, выложить на прилавок широкий ассортимент соевых подделок, что и происходит в колбасных отделах украинских маркетов.
Подобные изменения происходят везде: в булочных, в рыбных отделах, в бакалее, в овощных. Точно так же в магазинах и на рынках более-менее приличные одежда и обувь средней категории исчезают с прилавков, уступая место китайскому и молдавскому «непотрібу», который, впрочем, теперь уже пользуется спросом, потому что на более качественные и дорогие брюки и кроссовки у населения нет денег.
Вот вы думаете, что входящий в стране в моду стиль «милитари» - это дань времени, подражание героям АТО? Нет, просто военная форма и обувь, которой сейчас завалили все магазины (но которых нет в армии), стоит относительно недорого, при этом она практичнее и носится дольше. А война - это лишь повод поднять моду на «милитари», чтобы не выглядеть глупо в ботинках и пятнистых штанах, в которые теперь переодеваются износившие «адики» и «пумы» пацаны. Кстати, однажды вся страна уже донашивала вещевые запасы армии, и это было тоже в начале 90-х…
Словом, любое удешевление товара в условиях кризиса однозначно означает неизменное падение качества. Это обязательно нужно помнить всем, кто сейчас с ликованием бросается в магазине на «недорогие» колбасу или сыр, мясные консервы или макаронные изделия. То же самое касается и промтоваров: бытовой химии и парфюмерии, одежды, электроники. Кстати, сейчас в Украине расцветает уличная торговля дешевыми контрабандными сигаретами и телефонами, беда которых не в том, что они контрабандные, а в том, что это низкокачественная продукция неизвестных производителей. Кто знает, какую гадость можно втянуть в себя при курении таких сигарет, и не взорвется ли возле вашего уха такой телефон!
Так что, хотя в наших кошельках сегодня не густо, всё же не стоит опрометчиво гоняться за дешевизной, хватая все подряд. Вполне вероятно, что в ближайшее время мы рискуем погрузиться обратно в 90-е так глубоко, что придется вспомнить не только о «кидалах», продававших сломанную электронику, но и о массовых пищевых отравлениях. А ведь нам всем хочется пережить этот долбаный кризис!