Бюджет снова принимали впопыхах. Несмотря на то, что сам процесс подготовки государственной сметы начался еще в сентябре, правительство вновь сорвало все сроки, и соответствующий документ попал в сессионный зал парламента глубокой ночью 24 декабря.
Причину такой «задержки» министр финансов Наталья Яресько объяснила тем, что Госбюджет на 2016 год должен строиться полностью на новой налоговой системе. Но так как с налоговой реформой не сложилось и ее отложили на 2017 год, ограничившись техническими правками в налоговом законодательстве, бюджет пришлось срочно переписывать, дабы он укладывался в рамки действующих ставок налогов и закладывал реалистичные планы как по наполнению доходной части, так и по затратам.
Но все же в Кабинете министров в очередной раз слукавили, а депутаты в этом правительству только помогли. Во-первых, пусть налоговую реформу и заменили скромными «точечными изменениями» в Налоговом кодексе, перечень поправок занял почти 100 страниц, и многие из них достаточно существенны (например, введение единой ставки НДФЛ на уровне 18%, повышение акцизов на 50-300%, ограничение предельного оборота для упрощенцев 3-й группы с 20 до 5 млн гривен и т.д.). Во-вторых, удивительно, но финальный вариант бюджета-2016, который был облачен в законопроект №3000, не особо отличается от проекта, который Кабмин утвердил еще 10 декабря.
Рост ради дефицита
Доходная база бюджета на 2016 год запланирована на уровне 595 млрд гривен, что означает рост по сравнению с годом ушедшим более чем нам 15%. Расходы увеличатся на 14,8% до 668 млрд гривен. При этом показатель дефицита сохранен на уровне 3,7% ВВП, или 84 млрд гривен, на чем неоднократно настаивала Наталья Яресько, напоминая, что достижение этого значения – одно из требований МВФ.
Так или иначе, планы по доходам наполеоновские. И пусть в правительстве бьют на то, что бюджет построен на прогнозе роста ВВП в 2016 году на 2%, очевидно, что такая динамика – всего лишь результат низкой базы сравнения, и реальных предпосылок для роста при столь негативном регуляторном, налоговом и бизнес-климате попросту нет (не забываем, что в рейтинге «Doing Business» Украина по-прежнему находится между 80 и 90-м местами).
Львиную долю поступлений в бюджет, ожидаемо, составят налоговые сборы, которые по сравнению с 2015 годом вырастут почти на 21%. Причем, если в начале декабря Кабмин закладывал в проект бюджета 493 млрд гривен от налогов, то в принятом Верховной Раде варианте этот показатель «раздули» до 495 млрд гривен. Что это означает при отсутствии налоговой реформы (мы говорим не о пересмотре ставок, а именно об идеологических изменениях)? А то, что фискальные органы будут всячески стремиться к выполнению плановых показателей, что обернется усилением давления на бизнес, рядовых налогоплательщиков, увеличением числа проверок и применением штрафных санкций.
Наибольшую сумму власти планируют привлечь от уплаты НДС – 171 млрд гривен (это и неудивительно, учитывая, как бодро фискальная служба еще осенью 2015 года рапортовала об увеличении поступлений по НДС благодаря внедрению электронному администрированию), поступления по НДФЛ составят 56 млрд гривен (здесь надежда на легализацию доходов благодаря единой ставке этого налога, а также за счет снижения ЕСВ до 22%), от ренты бюджет должен получить 49 млрд гривен, по налогу на прибыль – 47 млрд гривен.
Неналоговые поступления, к слову, напротив, существенно снизятся – со 108 млрд гривен в 2015 году до 61 млрд гривен в 2016 г.
Впрочем, даже в случае недобора в бюджет, Кабмин перестраховался и предусмотрел на 2016 год немалую сумму долгового финансирования. Так, сумма внутренних и внешних заимствований запланирована в размере 218 млрд гривен. И это при том, что предельный уровень госдолга в новом году не может превышать 1,5 трлн гривен, но уже к началу октября он достиг 1,52 трлн гривен. К слову, гасить тоже придется немало: на возврат внешних долгов в бюджете заложено почти 14 млрд гривен, внутренних обязательств – чуть боле 121 млрд гривен.
На пенсии и оборону
Тратить в 2016 году Украина будет от души. И, что уже стало доброй традицией, наибольшие и далеко не всегда обоснованные издержки связаны с содержанием и дотированием различных госструктур.
Больше всего намерен потратить Минфин – почти 200 млрд гривен, в числе почти половина уйдет на обслуживание государственного долга. Существенно вырастут затраты у Минсоцполитики – на 68% до 154 млрд гривен, из которых 145 млрд гривен расписано на Пенсионный фонд, «дыра» в котором растет семимильными шагами. На Минобороны выделяют почти 55 млрд гривен, на Министерство науки и образования – 62 млрд гривен, на Министерство здравоохранения – 53 млрд гривен. Хотя нужно заметить, что по сравнению с 2015 годом издержки и на образование, и на здоровье снизятся.
В целом заметна тенденция увеличения затрат на силовые структуры и судебные органы. Помимо Минобороны, бюджетная роспись предусматривает рост финансирования Конституционного суда на 68%, Службы внешней разведки на 33%, Государственной судебной администрации на 25%, МВД на 18%. Кроме того, Национальному антикоррупционному бюро, формирование которого заняло почти год, в 2016 году выделят около 500 млн гривен.
Вопрос лишь в том, что без судебной реформы, а также коренной перестройки оборонной отрасли, рост затрат не даст нужного эффекта. Это очередное «проедание» бюджетных денег, а не их эффективное использование.
Еще не финиш
Государственный бюджет на 2016 год явно принимали от безысходности, чтобы у страны был хоть какой-то финансовый план и ориентиры. В то же время, по многим параметрам он оторван от реальности: доходы явно завышены, а издержки – раздуты (Яресько, кстати, не раз говорила о том, что есть резервы для сокращения государственных затрат на 60 млрд гривен. И где они?).
К тому же, достаточно оптимистичные макропоказатели, на которых построен бюджет (2% динамики ВВП, 12% инфляция, 24,1-24,4 курс гривен/доллар), не факт, что будут достигнуты. И это ставит наполнение госказны под еще большую угрозу. Также со стороны Министерства финансов уже прозвучало заявление, что МВФ может отказать в согласовании тех изменений, которые вносились в бюджет в ходе его обсуждения в парламенте. Иными словами, высока вероятность, что уже в первом квартале 2016 года его вновь будут пересматривать. И в какую сторону изменятся целевые индикаторы – остается лишь гадать.
Геннадий Васильев, ведущий эксперт сервиса «Интерактивная бухгалтерия», специально для Новости Украины - From-UA