Недавно глава украинского правительства озвучил намерение возобновить процесс приватизации электроэнергетических компаний, еще остающихся в собственности государства. Стоит напомнить, что начался этот процесс еще в эпоху Ющенко и его «любих друзів», активно развернулся при Януковиче и «донецких», внеся свою лепту в рост общественного недовольства «режимом».
После Евромайдана приватизация предприятий украинской энергетики временно приостановилась. Активисты высказывали предложения об обратной национализации того, что было скуплено империями Ахметова, Фирташа и других олигархов, но в Раде и Кабмине их не стали даже рассматривать. А теперь процесс решили возобновить, распродав остатки того, что не успели «распилить» при прежней власти. Причем, на блюде остались самые лакомые куски…
Ворон ворону глаз не выклюет
Чтобы более подробно узнать, о возобновлении какой именно приватизации заговорило нынешнее правительство, стоит вернуться в начало 2014 года. В окутанном черным дымом Киеве бушует Евромайдан, на улицах гибнут протестующие и милиционеры, политики в кулуарах уже готовят заговор, а олигархи торопятся завершить сделку века – выкупить крупные пакеты акций украинских Облэнерго, присовокупив их к своим ранее приватизированным активам (см. инфографику).
К продаже готовились 65% акций «Харьковоблэнерго», по 70% «Хмельницкоблэнерго» и «Николаевоблэнерго», более 60% «Запорожьеоблэнерго», почти 51% «Тернопольоблэнерго», 46% «Черкассыоблэнерго». 25% акций Одесского, Сумского, Винницкого, Закарпатского и Черновицкого «Облэнерго». Основными покупателями должны были выступить украинские олигархи Ринат Ахметов (ДТЭК), Игорь Суркис, Игорь Гуменюк («Энергоинвест-холдинг»), Константин Григоришин «Энергетический стандарт»), российский олигарх Александ Бабаков (VS Energy) и другие.
Формально приватизация должна была пройти через аукционы, но реально, как это водилось в то время, победители были известны заранее: кто, что и за сколько купит, обговаривалось в ходе «договорняков» между олигархами и властью. Государство планировал выручить от этой приватизации 2,5 миллиарда гривен – неплохое вложение для деловых людей накануне большого экономического кризиса и падения национальной валюты!
Но Евромайдан и быстрая смена власти перечеркнули прежние договоренности украинской элиты, что затормозило приватизацию энергетических компаний на два года. Её несколько раз откладывали, даже пытались продать «стулья» по одному, обещая выставить на аукцион то 25% пакет «Одессаоблэнерго», то Трипольскую ТЭС. Всё тщетно: никакой крупной приватизации в 2014-2015 г.г. не проводили вообще.
Это пытались пояснить боязнью власти пойти против общественного мнения – как известно, настроенного против скупки Украины олигархами. Однако более правдоподобно звучало иное мнение: между олигархами началась борьба за передел сфер, до окончания которой «победители торгов» были неопределенны. Это борьба шла в три этапа: блицкриг Коломойского (до его снятия с поста губернатора), долгое противостояние между Банковой и правительством Яценюка (за каждой стороной стояла своя крупа олигархов), и победа «винницких» - после которой, похоже, украинские олигархи вновь договорились. И приватизацию решили продолжить.
Если она состоится в намеченные сроки (осень-зима), то по её итогам, глядя на списки «победителей торгов», можно будет сделать весьма интересные выводы о новых взаимоотношениях украинских олигархических кланов. Мы увидим, кто из них вступил в союз с победителями и разделили с ними трофеи, а кто был отодвинут ими от кормушки и с трудом старается сохранить то, что имеет.
Эта увлекательная «игра престолов» могла бы весьма позабавить украинцев, дав им если не хлеб, так зрелища. Однако, увы, она может иметь весьма негативные социально-экономические последствия для всего населения страны.
Собственники украинских Облэнерго по состоянию на февраль 2014 года
Продавцы воздуха
Те, кто не читал увлекательную социальную фантастику Александра Беляева и даже не смотрел её экранизацию, ошибочно полагают, что «Продавец воздуха» – это история находчивого мошенника-кидалы. На самом деле это интересный пример абсолютной монополии на жизненно необходимый товар, которая ставит миллионы людей в безвыходное положение: плати или умри! Такая монополия является мечтой любого олигарха, ведь идеальный бизнес – это продавать людям то, от чего они не могут отказаться, устанавливая цены по собственной прихоти.
В Украине такими монополиями являются коммунальные услуги. Как долго можно прожить без воды, электричества, отопления, газовой плиты? Любой дом или квартира без них сразу превратиться в ночлежку социальных маргиналов. Поэтому даже малоимущие вынуждены экономить на всём, включая еду, чтобы оплатить коммунальные услуги. И не только в Украине, но и, скажем, в Великобритании, где резкое подорожание отопление и электроэнергии ударило по 2,5 миллионам семей.
«Источник этой проблемы можно проследить до решения о приватизации компаний коммунального обслуживания, которое было принято в Великобритании 20 лет назад. Сейчас большая шестёрка энергетических компаний наживается за счёт британских потребителей», - заявил член британского парламента от лейбористской партии Крис Уильямсон.
Что ж, похоже, украинцы решили наступить на чужие грабли, тоже отдав свои коммунальные предприятия в руки олигархов. Хотя, а разве простой народ принимает подобные решения? Громадян всегда ставили уже перед свершившимся фактом, и единственное что они могли – немного попротестовать, как это было десять лет назад во время массового создания в стране «концессий», в управление которых передавались городские водоканалы. Это был способ обойти существовавший запрет на прямую приватизацию предприятий водоснабжения. Вскоре после этого тарифы на воду выросли в разы, причем во многих городах смекалистые «концессионеры» повышали стоимость не водоснабжения, а «водоотведения и очистки стоков».
А что теперь мешает Верховной Раде снять запрет и разрешить непосредственную приватизацию водоканалов? Особенно тех, к которым в виде бонуса прилагаются артезианские скважины. Думается, что при удачном завершении приватизации энергетических компаний (Облэнерго и Облгазов) следующим шагом будут водокачки и котельные. Украинские олигархи не остановятся, пока не приберут к своим рукам все предприятия коммунальной сферы, способные давать прибыль.
Думается, что разберут даже убыточные – чтобы затем повысить тарифы и сделать их рентабельными. Это возможно, потому что коммунальная монополия позволяет назначать любую цену за поставляемую услугу. В отличие от рынков стали и удобрений, рынок коммунальных услуг не знает сокращений спроса и падения сбыта.
Стоит заметить, что чем более полный цикл производства и оказания коммунальной услуги находится собственности олигарха, тем большую прибыль он может из него извлекать. Сначала они приватизировали шахты, получив возможность влиять на себестоимость угля. Затем приватизировали энергетические компании, поставляя на них свой уголь по каким-то хитрым схемам, позволяющим снизить себестоимость электроэнергии. Затем пролоббировали повышение на неё тарифов. Приватизация водоканалов и котельных позволит им поставлять туда уголь и электроэнергию по своим же схемам, тоже снижающим себестоимость водо- и теплоснабжения, но драть тарифы они будут по полной!
В какой-нибудь другой стране на пути аппетитов олигархов встала бы неплатежеспособность населения, но в Украине этот вопрос решается с помощью субсидий. Которые не только гарантируют владельцам коммунальных компаний исправное получение бюджетных средств, но и отучивают население экономить, сокращая потребление. Исключением в настоящее время является только электроэнергия, на которую выделен слишком маленький лимит субсидий (всего 100 кВт), но, возможно, он будет пересмотрен. Еще один плюс субсидий в том, что они позволили значительно снизить градус социального недовольства среди их получателей – а это почти 6 миллионов украинских семей.
Казалось бы, такое положение вещей устаревает всех: власть, олигархов, малоимущих граждан, каждый из них получил своё. Однако никто словно не замечает, что помимо непомерно разбогатевшей элиты и вопиюще нищих низов в Украине пока еще существуют и остатки несостоявшегося среднего класса. Еще не настолько обедневшего, чтобы претендовать на субсидии и льготы, но уже не настолько состоятельного, чтобы с легкой душей оплачивать все коммунальные услуги и нести налоговое бремя. А ведь именно из налогов формируется бюджет, из которого затем начисляются субсидии.
Если рассматривать все эти события по отдельности, то увидим совершенно разные, казалось бы, процессы: падает уровень жизни населения, растут тарифы, вновь «прихватизируется» госсобственность, народ выстроился в очередь за субсидиями и т.п. Но если выстроить их в логическую цепочку, то можно узреть некий логический план, систему, уже опустошившую карманы «маленьких украинцев», а теперь перекачивающую деньги из карманов среднего класса в закрома украинской олигархии. Может быть, так нам только кажется. Может быть, так оно и есть…