За какими источниками будущее мировой энергоотрасли?
04.12.2017 13:52

За какими источниками будущее мировой энергоотрасли?

Сейчас в энергетике многие специалисты предрекают скорый уход углеводородов как основного энергетического топлива в мировой энергетике и замены их возобновляемыми энергетическими средствами. Однако следует напомнить, что такое уже было, история просто повторяется. Еще после первого нефтяного эмбарго, введенного в 1973 году арабскими странами, похожие явления происходили в США, когда президент Джимми Картер 1979 году в ответ на это нефтяное эмбарго и иранскую революцию 1979 г. поставил цель, чтобы к 2000 году около 20% всей производимой энергии в США приходилось на возобновляемые источники энергии. И даже инициировал установление на крыше Белого дома двух панелей солнечных батарей. Кстати, именно тогда администрация Картера заложила основы нынешней индустрии возобновляемой энергетики с помощью налоговых льгот, грантов, регулирования и финансирования исследований.

Однако уже с приходом к власти нового президента США Рональда Рейгана в 1980 году начался откат индустрии возобновляемой энергетики. Рейган дерегулировал рынок энергетики и отдал его на откуп рыночным силам. При Рейгане финансирование и стимулы для возобновляемых источников энергии были свернуты. Как, например, многомиллиардная программа Картера по синтетическому топливу. Энергетическую политику Рейгана можно охарактеризовать словами одного нефтяника тех времен Майкла Холбаути - «добыча, добыча, и еще раз добыча», которые относились к нефти и природному газу, добываемым в США. Основанием такого поворота было снижение мировых цен на нефть во время президентства Рейгана: в 1986 году из-за избытка предложения нефти на мировом рынке цены на нефть упали с 34 долл. до 10 долл. за баррель. Это делало развитие альтернативной энергетики экономически невыгодным делом.

Что мы видим сейчас? Нынешний президент США Дональд Трамп также собирается поддерживать традиционную энергетику, и опять на мировом рынке цены на нефть достаточно и относительно низкие. И это после всех усилий президента Обамы по развитию альтернативной энергетики, большинство срока которого пришлось на высокие цены на нефть. Как бы история опять не повторилась!

К заявленной еще в 1980 году цели получить в энергетической отрасли долю в 20% возобновляемой энергии добиться не удалось. Сейчас в США только примерно 10 % энергии получено из возобновляемых источников по сравнению с 8%, которые были произведены в 1980 году. Без учета гидроэлектроэнергии, доля которой практически остается неизменной, и биотоплива, главным образом этанола, сегодня на возобновляемые источники в США приходится примерно 2% всей вырабатываемой энергии.

На мой взгляд, концептуально вопрос, связанный с альтернативной энергетикой, должен ставиться так: находимся ли мы сейчас в технологической «точке перелома» развития энергетической отрасли, если выразиться словами великого инженера Энди Гроува, бывшего руководителя компании Intel? Мой ответ - и да, и нет. Историки экономики, например, Джоэль Мокир, пишут, что периоды технологических изменений носят достаточно длительный характер. Так нефти, чтобы обойти уголь и стать энергоресурсом номер один, потребовалось почти 100 лет. Темпы технологического прогресса - не единственный фактор, влияющий на скорость изменений. Значим еще один – закон большого периода разработки.

Любая энергетическая система страны громоздка, и в нее вложены значительные капитальные средства. Темпы ее обновления не сравнимы с темпами обновления, например, отрасли производства сотовых телефонов. Срок службы электростанции составляет 60 и более лет. На крупном месторождении нефти от разведки до начала добычи проходит не менее 10 лет. Даже автомобильный парк обновляется не так быстро (примерно на 8% в год).

Таким образом, несмотря на то, что рост потребления энергии в мире в ближайшие десятилетия будет весьма существенным, к 2035 году глобальное потребление энергии может быть только на 30-40 % больше, чем сегодня, а структура источников энергии, скорее всего, не будет отличаться от ныне существующей. Углеводороды по-прежнему будут давать мировой экономике около 75 % энергии. Закон большого периода разработки по-прежнему действует. На серьезные изменения в энергетической парадигме можно рассчитывать не раньше, чем через 15-20 лет, когда в полной мере проявится накопленный кумулятивный эффект инноваций и технологических изменений в энергетике.

В 2010 году официальный журнал ОАО «Газпром» писал в статье «Альтернативная реальность»: «Чаще всего ставка на альтернативную энергетику – это либо бессмысленная попытка обмануть природу, либо вполне осмысленная попытка обмануть других людей». Так или это? Я склонен не согласиться с подобным утверждением, однако призываю более трезво смотреть и на перспективы возобновляемой энергетики, не ударяясь в крайности, такие, например, когда находятся эксперты, утверждающие, что в скором будущем мир откажется от углеводородных источников энергии.

При целом ряде преимущества альтернативной энергетики, которые неоспоримы, исходя из научной добросовестности, нужно помнить и о ее проблемах. Если говорить о проблемах конкретно солнечной энергетики, то нужно отметить, что солнечные установки функционируют с перерывами, они практически не вырабатывают электричество в облачные дни и совсем не вырабатывают его по ночам. Непостоянный характер выработки электричества солнечными батареями влияет на потребности в инвестициях. Один гигаватт установленной мощности для солнечных батарей и для угольных или атомных электростанций не одно и то же. Вот почему, говоря о солнечных батареях, важно различать установленную мощность и фактическую выработку электроэнергии. Солнечный свет бесплатен, но расходы все же имеются, и полная стоимость выработки электроэнергии должна покрываться рынком, т.е. в конечном счете потребителями.

Также стоит учитывать, что производство солнечных панелей вредит экологии, так как в нем используется хлор и тяжелые металлы, имеются проблемы с утилизацией отработанных солнечных батарей. Кроме того, солнечные электростанции могут быть подвержены повышенной пожароопасности в силу того, что из-за неидеального расположения зеркал сконцентрированный солнечный свет может попадать в неположенное место и вызывать возгорание. Такой инцидент произошел в мае 2016 года на крупнейшей в мире солнечной электростанции Ivanpah Solar Electric Generating System (ISEGS), расположенной в Калифорнии, в результате чего она утратила две трети производственных мощностей.

Так за какими же источниками — углеводородными или возобновляемыми — будущее мировой энергоотрасли? Знаменитый бейсбольный тренер и весьма оригинальный философ Йоги Берра говорил: «Всегда ходите на похороны других, иначе они не придут на ваши». Полагаю, что в обозримом будущем традиционная и альтернативная энергетика не раз будут собираться на похороны друг к другу. Но так и не придут...