В Украине хотят доработать и усовершенствовать Закон о коллаборационизме. Потому что те, кто остался на захваченных территориях, не могут не соприкасаться с оккупационной властью, но это не значит, что все они предатели.
Как выявить сотрудничающих с оккупантами и не нарушить права человека, разбирались "Новости Донбасса".
Политический аналитик Виталий Сизов считает, что закон изначально нерабочий, потому что под статью можно подвести сотни тысяч людей
«Когда там массовая ответственность, даже в плане его исполнения, если решат следовать строго букве закона, то я боюсь, что в коллаборационной деятельности можно обвинить практически тысячи, сотни тысяч людей и что с ними делать. Это завалить суды всеми этими делами», — отмечает эксперт.
В Министерстве реинтеграции отмечают, что после введения криминальной ответственности за коллаборационную деятельность они стали получать сотни обращений от жителей, представителей бизнеса, коммунальных предприятий, которые оказались в российской оккупации.
Поэтому стало очевидно, что закон необходимо переписывать. Создана рабочая группа для выработки новой концепции, кого записывать, а кого не записывать в коллаборанты на оккупированной территории.
Так, из списка запрещенной деятельности предлагается вывести оказание медицинской помощи, работу аптек и продуктовых магазинов, коммунальных служб — поставки тепла, газа, воды и электроэнергии.
Кроме того, предлагается не подвергать уголовной ответственности тех, кто совершает те или иные действия под давлением оккупантов. В тоже время очевидно, особенно по восьмилетнему опыту отдельных районов Донецкой и Луганской областей, что без соприкосновения с оккупационными властями проводить какую-либо деятельность на этих территориях невозможно. Особенно, это касается сферы торговли.
Например, с точки зрения широкой трактовки закона можно сказать, что если с человека взимают так называемые налоги, а их не могут не взимать, то он, наверное, отчасти финансирует оккупационную власть, и многие люди на оккупированных территориях оказались в такой ситуации.
В Министерстве реинтеграции считают, что каждый такой случай должны разбирать и расследовать правоохранители.
«Оплата налогов оккупантам — это уже можно трактовать как финансирование терроризма, в частности, есть такая практика. Мы говорим о том, что украинский бизнес может осуществлять определенную деятельность. Когда он перестает быть украинским или он должен платить налоги агрессору — с этим должны разбираться компетентные органы», — говорит директор департамента правового обеспечения министерства реинтеграции Степан Золотарь.
По мнению некоторых экспертов, закон о коллаборационистской деятельности требует еще большей трансформации, и к расширению перечня разрешенной деятельности они относятся скептически.
Напомним, Закон о коллаборантах предусматривает лишение свободы за помощь оккупационным администрациям, непризнание оккупацией Россией украинских территорий. Коллаборанту за его действия грозит до пожизненного заключения.
"Справочник для граждан Украины по организации сопротивления киевскому марионеточному правительству". Такую методичку расппространяют на оккупированных территориях.
СБУ разоблачила очередного экс-чиновника-коллаборанта, окопавшегося в Херсонской области.
Коллаборанты уже поняли, что россиянам в Украине крышка, и начали сливать ВСУ информацию о позициях оккупантов.
В то же время партизаны открыли сезон охоты на коллаборантов на захваченных территориях. И эта охота идет успешно. Представители оккупационной "власти" боятся, хотят дать заднюю. Но кто ж их теперь отпустит.
Стоит напомнить, что закон о коллаборантах предусматривает лишение свободы за помощь оккупационным администрациям, непризнание оккупацией Россией украинских территорий. Коллаборанту за его действия грозит до пожизненного заключения.