...Исландия, Венгрия, Пакистан - обращаются за кредитами к Международному валютному фонду. У богатых стран есть банки, нуждающиеся в поддержке, в бедных (а иногда и не таких уж бедных) странах опасность падения угрожает правительству. Но даже в теперешних отчаянных обстоятельствах лишь немногие делают это с охотой. В вашингтонскую штаб-квартиру фонда нередко идут в последнюю очередь: Исландия сначала обратилась к Москве, а лидеры Пакистана попытали счастья в Пекине, оставив МВФ на потом. Тому, кто сказал, что нищим не к лицу привередничать, следовало бы посмотреть на финансовый кризис 2008 года.
Сама по себе конкуренция - это не так плохо. То, что Россия и Китай теперь достаточно богаты, чтобы помогать пострадавшим от кризиса странам, должно радовать любого, кто не одобряет абсолютное господство Запада в экономической и политической сферах. Однако нежелание потенциальных заемщиков иметь дело с МВФ, показывает, как сильно упали его акции. Сейчас, когда политики, экономисты и общественные деятели призывают создать новый финансовый порядок, становится понятно, насколько серьезно фонд нуждается в реформировании.
Почему даже бедствующие нации избегают МВФ? Вот, например, прекрасная причина: вчера Исландия, вынужденная занять у него 1,3 миллиарда фунтов, подняла ключевую процентную ставку на шесть процентных пунктов. Вот именно: пока все страны от Лондона до Пекина усиленно снижают процентные ставки, Рейкьявик плывет против течения - и не по своей воле. Глава Центробанка Исландии заявил, что эта мера была введена по распоряжению МВФ, и выразил надежду, что вскоре она будет отменено. Возможно, надеется он зря: чтобы ослабить эффект кризиса его стране необходимы заемные средства, а юных финансовых гениев из фонда безработица не волнует, для них главное - спасти валюту. Ничего, что 18% ставка привлечет спекулятивный капитал - у МВФ есть универсальная модель, и ему виднее. Венгрии поддержка фонда обойдется ничуть не дешевле - ее правительство уже готовится урезать общественные расходы.
При этом следовать собственным замечательным советам Вашингтон не осмеливается: в самих США глава Федеральной резервной системы призвал увеличить общественные расходы, что, скорее всего, и будет сделано. Вашингтонский консенсус, как иногда называют политику МВФ - высокие ставки, низкие общественные расходы, открытый рынок - серьезно дискредитирован. В девяностые этот рецепт был опробован на Азии, и результат был настолько катастрофическим, что страны по всему миру ринулись выплачивать долги фонду, чтобы не иметь больше обязательств перед Вашингтоном. Этой весной общая сумма займов МВФ была в 10 раз меньше, чем четыре года назад. Это привело фонд к финансовым затруднениям и заставило задуматься о сокращении штата. За последние десять лет фонд фактически превратился в подобие аналитического центра, причем и в этом качестве не стяжал особого успеха - его сотрудники, привыкшие поучать бедные страны, проявили такую застенчивость в отношении богатых, что едва не проморгали возникновение величайшего финансового пузыря в мировой истории на западном рынке недвижимости.
Даже критикам фонда вряд ли нравится его прискорбное состояние. Текущий кризис вновь продемонстрировал необходимость международного кредитора последней инстанции, страховки для мировой финансовой системы. Однако последние две недели показали, что связываться с МВФ избегают все страны, которые могут себе это позволить- а заодно и многие из тех, которые не могут. Множество бедных стран сейчас запасают или занимают твердую валюту. В результате деньги, которые лучше было бы пустить на здравоохранение или санитарию для собственного населения, откладываются в сундуки для противостояния спекулянтам. МВФ нужно снова получить поддержку тех, кому он должен помогать. Для этого ему, во-первых, следует выбросить на помойку устаревшие политические предписания, а во-вторых, реформировать свою структуру, увеличив роль незападных стран. Это непростая и долгая задача, но решить ее необходимо. В фонде, с которым не хотят иметь дело, нет никакого смысла.
30.10.2008 10:07