Украинский автопром надолго запомнит лето и осень 2014 г. Отрасль переживает шок от войны на Востоке страны. В августе производство автомобилей упало до неприличного минимума, составив всего несколько сотен штук. Таких объемов отрасль не демонстрировала даже в кризисные 2008–2009 гг. Четыре крупнейших завода практически остановили выпуск легковых автомобилей.
Резко падают и продажи. Среди причин — снижение спроса в связи удорожанием автомобилей и сменой покупательских приоритетов. Потенциальные покупатели больше думают о выживании, чем о покупке дорогостоящего транспортного средства.
Подливает масла в огонь срыв налаженных бизнес-связей с поставщиками комплектующих, которые находятся на Востоке страны, в зоне боевых действий. Представители предприятий утверждают, что такая остановка — не навсегда. На таком фоне два крупнейших производителя подали жалобу на импорт российских легковушек, и весьма вероятно, что ее могут удовлетворить.
Если импорт автомобилей из РФ действительно закроют, это будет одним из первых серьезных «ответов Чемберлену» в торговой войне (после отказа от природного газа), длящейся с перерывами уже с десяток лет. Главное, чтобы восстановился спрос на внутреннем рынке, а это, скорее всего, будет долгим и непростым процессом.
Таможня не даст добро
18 сентября было опубликовано решение Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), национального органа, устанавливающего торговые барьеры для импортной продукции, которая «преподнесла подарок» российским производителям легковых автомобилей.
МКМТ возбудила антисубсидиарное расследование относительно легковушек из РФ, то есть намеревается проверить, действительно ли автопроизводители из соседней страны дотируются государством, что ставит их в неравное, более выгодное положение в конкурентной борьбе.
По процедуре, комиссия будет изучать аргументы заинтересованных сторон в течение двух месяцев. Получается, что МКМТ выходит на принятие решения по итогам расследования на конец декабря — к январю. Так что «подарок» российским импортерам вполне может стать новогодним.
Поскольку россияне не особо церемонились в последние годы и ограничивали импорт товаров из Украины каких только хотели и могли (кроме того, что в РФ не производится), особо на поблажки со стороны МКМТ им рассчитывать, очевидно, не стоит.
Тем более что уже сейчас аргументы украинских производителей, которые просят о защите, надо признать, весомы. А круг заявителей — подписантов жалобы в МКМТ такого уровня, что чиновникам будет неудобно не учесть или хотя бы не принять во внимание поданное прошение о защите. Вместе с Запорожским автомобилестроительным заводом Тариэла Васадзе жалобу в комиссию подал завод легковых автомобилей корпорации «Богдан» Петра Порошенко.
Как сказано в тексте решения МКМТ, заявители жалобы предоставили достаточно информации о том, что российские производителя «пользуются отдельными льготами от субсидий, которые предоставляются госорганами РФ для производства, продажи легковых автомобилей».
Почему никакое решение не было принято сразу, если этой информации достаточно уже сейчас, на этапе подачи жалобы, неясно. Ведь, опять-таки, часто-густо российские органы, пытаясь давить на Украину, ограничивали наши поставки сразу, разбираясь, что к чему, несколько опосля.
Очевидно, члены МКМТ опасаются обвинений в недостаточном обосновании будущего решения и хотят выслушать аргументы, если такие поступят, от второй стороны — российских поставщиков. Доводы украинских производителей, изложенные в жалобе, если упростить, сводятся к тому, что их российские конкуренты получают массированную поддержку государства, что позволяет им нечестно конкурировать, и это приводит к падению выпуска автомобилей в Украине. Механизмов для этого используется много, и они публичны.
Льготы, в частности, предусмотрены в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» российской федеральной программы, направленной на развитие тамошней промышленности. Существуют программы государственной экспортной поддержки, например, страхования российских экспортеров от предпринимательских и политических рисков, государственная поддержка экспорта.
Госбюджет РФ на 2013-й и планы на 2014–2015 гг. предусматривают компенсацию части расходов на обслуживание долга, разработку новых моделей автомобилей. Такая господдержка не снилась и многим западным автомобилестроителям, не то что украинскому автопрому.
В какой форме, пошлина или квота, МКМТ решит оказать защиту отечественному производителю, пока судить сложно. Однако уже сейчас видно, что под возможное ограничение подпадает довольно существенная часть автомобильного пирога.
По данным Госстата, в 2013 г. в Украину завезено 22,2 тыс. штук легковых автомобилей на сумму 221 млн долл., что составляет 13% от всего импорта той автомобильной техники, относительно которой начато расследование. В 2012 г. российские легковушки общей стоимостью 334 млн долл. (37,4 тыс. штук) занимали 18% от всего импорта в Украину.
По тормозам
Надо сказать, что украинские производители выбрали идеальное время для подачи такой жалобы. Регуляторам будет очень легко принимать решение о защите внутреннего рынка от нечестной конкуренции со стороны россиян не только по причине российской военной агрессии, но и потому, что конца-края нет российским торговым мерам в отношении отечественной продукции.
Как раз в августе производство автомобилей в Украине достигло исторического дна. Такого не было даже во время финансового кризиса 2008 г. В августе внутренний выпуск техники всех видов упал в 13 раз по сравнению с августом прошлого года (до 436 штук), а легковушек — до 189 единиц, то есть почти в 28 раз.
Такой обвал — результат фактической остановки четырех крупнейших автомобилестроительных предприятий: уже упомянутых ЗАЗа и завода корпорации «Богдан», а также Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ, корпорации «АИС» Дмитрия Святаша и Василия Полякова) и завода «Еврокар» (входящего в «Атолл Холдинг» Виктора Петренко).
Практически все выпущенные в августе легковушки сошли с конвейера закарпатского «Еврокара» (157 штук), но это смешные объемы для этого предприятия — в прошлом августе завод делал столько за четыре дня.
Как показывает статистика отраслевой ассоциации «Укравтопром», президентский «Богдан» собрал в июле и августе ноль легковых автомобилей, хотя еще в августе прошлого года произвел 1067 штук. КрАСЗ выпустил 165 единиц в июле и простоял весь август. Запорожский завод выпускал считанные штуки в июле-августе (по сравнению с 1,5 тыс. единиц в августе прошлого года).
Самые пессимистичные слухи ходят по рынку о дальнейших перспективах отечественного автопрома. В конце августа народ начал судачить, что КрАСЗ и вовсе закрыт, цеха опечатаны, а сотрудники уволены, и что владельцы намерены переносить сборочные мощности за пределы страны.
Однако уже в начале сентября пресс-служба завода поспешила опровергнуть такие слухи. По словам представителей предприятия, руководство компании приняло решение только временно остановить сборку ряда моделей, заменив их импортом готовых машин. Часть цехов компания планирует переоборудовать для выпуска специальной техники.
Временной остановку производственных мощностей называют и на ЗАЗе. Дескать, речь не идет о прекращении существования завода как такового. Просто необходимо сократить объемы выпуска в соответствии с ситуацией на рынке.
Правда, за туманной формулировкой, что ЗАЗ «вынужден адаптировать количество сотрудников за счет сокращения избыточного штата под текущие объемы производства», скрывается не что иное, как понимание того, что проблемы на рынке могут затянуться.
На КрАСЗе оценивают обвал потребления на уровне 70–80% в связи с потерей трех региональных рынков (Крыма, частей Донецкой и Луганской областей) и девальвацией гривни, которая привела к удорожанию автомобилей.
О возможной остановке ЗАЗа в августе Тариэл Васадзе предупреждал еще в июле. По его словам, тогда 30–40% комплектующих поступало из восточных областей, находящихся в зоне конфликта. Военные действия привели к значительным перебоям с поставками этих комплектующих.
Без подвоза новых партий запас комплектующих должен быть исчерпаться к началу осени, что, скорее всего, и произошло. Несложно догадаться, что немалая часть предприятий-поставщиков, расположенных в зоне АТО, рискует уже никогда не вернуться на рынок. Поэтому украинским автомобильным заводам придется переходить на закупку запчастей по импорту, на что понадобится время и что удорожит производство.
Один из девяти украинских заводов, Часовоярский автобусный, находящийся в Донецкой области, наиболее близко расположен к зоне боевых действий. Был ли нанесен предприятию какой-то ущерб в результате военных действий, пока доподлинно неизвестно, но «Укравтопром» не располагает данными о производстве предприятием автобусов в августе.
Исключение из правил
Единственным заводом, который показывает положительную динамику в нынешних условиях, является «АвтоКРАЗ» Константина Жеваго. В августе предприятие увеличило выпуск грузовиков на 17%, до 123 единиц, по сравнению с августом прошлого года.
За восемь месяцев 2014 г. «АвтоКРАЗ» произвел 733 грузовика, что на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Секрет такой динамики прост: предприятие ориентировано на экспорт, и ему удалось найти сбыт в странах дальнего зарубежья.
Традиционно до 2013 г. в Россию отгружалось до половины всех грузовиков «АвтоКРАЗа», однако в прошлом году доля российских покупателей в продажах кременчугского завода снизилась после введения в сентябре 2012 г. утилизационного сбора на импорт автомобилей. Когда компания верстала производственные планы на 2014 г., то закладывала увеличение сотрудничества с Россией. Понятно, что сейчас об этом не может быть и речи.
Без восстановления мира украинский спрос на автомобили возобновить не удастся. Поэтому до тех пор, пока на Востоке будут продолжаться боевые действия (пусть даже не в активной фазе), загрузить отечественные автомобилестроительные и сборочные предприятия заказами от украинских покупателей не представляется возможным. Но
Но даже при условии восстановления мира далеко не факт, что отечественный автопром сможет быстро вернуться к объемам даже 2013 г., которые когда-то казались такими низкими.