Украинские компании обязали раскрыть имена всех конечных владельцев 25% и больше акций. Об этом сказано в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей» (№5114), который 14 октября был принят в целом Верховной Радой.
Кроме того, документом предлагается установить свободный доступ к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество, чтобы любой желающий мог узнать, кто в стране, чем владеет. По логике законодателей, это должно лишить коррупционеров возможности вкладывать нечестно нажитые средства в какие-либо активы.
Закон отправлен на подпись президенту, и вступит в силу через месяц после публикации. Еще полгода дается предприятиям на уведомление госрегистраторов о структуре своей собственности и бенефициарах (конечных собственниках, выгодополучателях).
Раскрыть всех причастных
Принятый документ тесно переплетается с нормами законопроекта о борьбе с легализацией доходов. В частности, Хозяйственный кодекс предлагается дополнить статьей, которая обязывает все предприятия, кроме коммунальных и государственных, уведомлять госрегистраторов о своих конечных собственниках, к которым относятся лица, владеющие 25% и более пакетом акций или права голоса. Их имена, паспортные данные и гражданство должны быть указаны в Едином госреестре.
Кроме того, к выгодополучателям «с занесением в реестр» будут относить тех, кто «оказывает решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность предприятия». Например, собственник крупного холдинга может не владеть непосредственно акциями какого-то завода, но подконтрольная ему компания имеет там блокирующий пакет (25% плюс одна акция).
Если по бенефециарам — конечным владельцам — нужно отчитаться владельцам 25% и большего количества акций, то раскрыть структуру собственности придется по 10%-ным пакетам акций.
То есть не нужно отчитываться, кому именно принадлежит компания, владеющая 10% акций предприятия, достаточно указать в отчете лишь ее название. Детальный отчет об акционере нужен только, если ему принадлежит 25% и более акций.
Могут и посадить
За игнорирование этих требований и предоставление недостоверных данных о владельцах директора предприятий могут привлекаться к уголовной ответственности по новой статье —209-2: штраф от одной до двух тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (17-34 тыс. грн.) или общественные работы сроком от 160 до 240 часов.
Как пояснил адвокат департамента уголовной практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов, хотя кому-то этот штраф может показаться несущественным, для руководителей гораздо важнее отсутствие судимости, поэтому угроза такого наказания будет их дисциплинировать.
В списках не значится
Тем не менее, считают юристы, для тех, кто намерен скрыть своих конечных собственников, нынешняя редакция закона оставляет достаточно возможностей. По словам Егора Штокалова, законодательство Украины и стран, включенных в официальный список оффшорных зон, очень отличается.
А потому заставить формального собственника компании, например, республики Вануату, раскрыть информацию о лицах, в пользу которых он действует по трастовому контракту, почти невозможно.
«На практике это выглядит следующим образом. Собственником украинского предприятия является компания с Кипра. А ее владельцем — офшорная компания Белиза. Конечный бенефициар — подставной директор с Белиза. Он обязан действовать в интересах фактического собственника актива, а трастовый контракт может дополнительно предусматривать обязанность директора не разглашать сведения о лице, в интересах которого он владеет активом», — говорит Штокалов.
Тот факт, что конечные собственники компаний скрывались и будут в дальнейшем скрываться за трастовыми соглашениями, подтверждает и советник юридической фирмы «Астерс» Алексей Демьяненко.
По его словам, простейший траст, представленный гражданином Кипра или Британских Виргинских о-вов, можно организовать за несколько сотен долларов. «Закон оперирует понятием контроля (подобная концепция применяется в антимонопольном законодательстве) и говорит о том, что номинальные лица не считаются «выгодоприобретателями» компании, однако действенность этой нормы упирается в проблему вскрытия траста», — сказал эксперт.
Кроме того, как отмечает партнер ЮФ «Лавринович и партнеры» Елена Зубченко, нет практического механизма определения «подлинности» конечного владельца.
«По сути, все зависит от решения регистратора, который может поверить или нет заявителю. Чтобы исполнить нормы закона и соблюсти тайну владения активами достаточно будет назвать физическое лицо – выгодополучателя и указать его паспортные данные, а также идентификационный номер (при наличии)», — утонил он.
Директор может не знать
Впрочем, даже добропорядочные руководители не всегда смогут исполнить нормы нового закона. Алексей Демьяненко, советник юридической фирмы «Астерс» поясняет: «На практике учредители компании, продавая свой бизнес или его часть, могут не владеть информацией о конечных собственниках покупателя, которые предпочитают действовать инкогнито. В таком случае директор находится в патовой ситуации, так как он фактически лишен возможности выполнить требование закона».
Кстати, в законе нет ответа на вопрос, кто будет проверять предприятия на предмет указания собственников и наказывать их за нарушения.
«Функция наказания никому конкретно не передана. Этим будут заниматься правоохранительные органы МВД. Поскольку это больше имеет отношение к уплате налогов, то очевидно, что это будет налоговая милиция», — предполагает Егор Штокалов.
Тем более, что именно налоговики имеют опыт рассылки запросов в другие страны, чтобы получить данные о конечных собственниках иностранных предприятий.