За прошлый год в Донецкой и Луганской областях, по оценкам ООН, остановилось около 40 000 предприятий. Их владельцы были вынуждены эвакуироваться из зоны боевых действий, оставив там активы и складские запасы. Регистрацию сменили почти 1500 донецких и чуть более 500 луганских компаний. Треть из них обосновалась в столице, десятая часть – в Днепропетровской, остальные – в Харьковской, Запорожской, Херсонской, Винницкой областях. Еще около 10 000 компаний остановили работу в Крыму. Но лишь немногие предприниматели смогли эвакуировать оборудование и персонал.
Это удалось тем, кто не стал медлить с переездом. На новых местах их ожидали новые потрясения: перезапуск производства, восстановление рыночных позиций, безразличие местных властей.
Впрочем, некоторые регионы стараются помогать беженцам‑бизнесменам. В Винницкой области, например, местная власть, Торгово‑промышленная палата и Ассоциация частных инвесторов Украины реализуют программу поддержки предпринимателей и инвесторов из зоны АТО.
«Компаниям из Донбасса, которые смогут создать 10 и более рабочих мест, с июня будут компенсировать проценты по коммерческим кредитам на запуск предприятий и покрывать затраты на создание бизнес‑планов по возобновлению производства, – говорит президент ассоциации Сергей Десяк. – Аналогичный проект мы хотим организовать в Запорожской области».
С какими типичными трудностями сталкиваются бизнес‑переселенцы и что они советуют братьям по несчастью?
Бизнес‑модель
Алексей Рыжко был одним из первых, кто решил вывезти свой бизнес из оккупированного Крыма. Его компания MiniArt Models с 2001 года производила в Симферополе настольные сборные модели военной техники. «В субботу 8 марта, как только стала известна дата крымского референдума, решил переезжать, – вспоминает Рыжко. – Уже в следующую субботу я был в Киеве».
Такая оперативность сэкономила ему немало денег. Те, кто переезжал позже, платили местной «самообороне» взятки с каждой выезжающей машины, говорит бизнесмен. Впрочем, Рыжко эвакуация тоже обошлась недешево: на перевозку семи фур с оборудованием, комплектующими, мебелью и компьютерами ушло около 200 000 гривен. Зато спасти удалось намного больше. Одни только станки для его производства стоят около $1 млн.
Киев был выбран осознанно. MiniArt экспортирует более 90% продукции, немалая часть которой отправляется самолетами из аэропорта Борисполь. В столице есть представительства международных грузоперевозчиков TNT и DHL, чьими услугами также пользуется компания Рыжко. Но стремительный переезд съел практически все его сбережения.
«После того как я заплатил за склад для оборудования и снял квартиру, у меня на руках осталось $1500», – говорит предприниматель. Пришлось думать, как запустить производство.
Рыжко обратился в столичную мэрию. Просил немного: помещение для цеха. Но чиновники, сочувственно выслушав, лишь разводили руками – «не знаем, чем помочь». Тогда крымчанин начал искать другие варианты. Каменец‑Подольский, где друзья предлагали ему разместить цех на собственных площадях, он отверг почти сразу.
«С точки зрения логистики этот город нам не подошел», – объясняет бизнесмен. Перспективным казался Львов. Рыжко даже обращался к вице‑мэру. «Тот обещал познакомить с банкирами, помочь с поиском помещения, послаблением по налогообложению, говорил об отсутствии коррупции, – вспоминает владелец MiniArt Models. – Я даже поразился их гостеприимству».
Но до Львова он так и не доехал. Ситуация разрешилась неожиданным образом. Банк‑кредитор MiniArt согласился погасить задолженность компании за счет симферопольской квартиры Рыжко и даже выдал предпринимателю новый кредит на $100 000. Пятая часть ушла на погашение долга перед поставщиками комплектующих, остальное – на запуск производства.
MiniArt обосновалась в селе Дударков Бориспольского района, в 20 км от Борисполя. Зарплаты и арендные ставки там гораздо ниже киевских. Офис и цех площадью в 660 кв. м, где сейчас работают 22 человека, обходится компании в 27 000–28 000 гривен в месяц. Аналогичное помещение в столице стоит вдвое дороже. Рядом региональный офис TNT, таможенный брокер, аэропорт.
Казалось бы, идеальная локация. Но, распаковав оборудование, предприниматель успел пожалеть о своем выборе. Он столкнулся с неожиданной проблемой: веерные отключения электроэнергии на четыре–восемь часов в день. Даже после их прекращения местная сеть не поддерживала напряжения ни в 220, ни в 380 вольт.
Продолжавшиеся скачки напряжения вывели из строя дорогостоящий станок, ремонт которого обошелся в 160 000 гривен. Лишь после того как отключения прекратились, бизнес полноценно заработал. С сентября прошлого года по апрель текущего выручка составила $500 000. Предприниматель надеется, что в 2015‑м она вырастет до $1 млн.
Но тем, кому доводится эвакуировать дорогостоящее производственное оборудование, Рыжко советует тщательно изучить надежность технической инфраструктуры в месте будущей прописки бизнеса. «Приемлемые арендные ставки, близость к крупным транспортным объектам не должны затмевать потенциальные угрозы», – говорит бизнесмен.
Реакция замещения
12 мая, на следующий день после референдума о статусе Донецкого региона, совладелец «Донецк‑реактива» Илья Леоненко сообщил коллективу о решении перенести часть бизнеса на новое место. Предприятие ежегодно производит около 1500 т неорганических химических реактивов. Завод, к примеру, поставляет борную кислоту для регулирования мощности реакторов на все украинские АЭС. 70% продукции идет на экспорт.
Бизнесмен решил эвакуировать оборудование нового цеха стоимостью в $500 000, который он планировал запустить совместно с немецкой компанией Kirsch Pharma. Оно хранилось на складах, его не пришлось демонтировать и можно было вывезти в кратчайшие сроки.
С пунктом назначения определились быстро – Черкассы. «В городе прекрасная инфраструктура для химического производства, есть квалифицированные кадры для нашей отрасли, вузы готовят молодых специалистов‑химиков», – перечисляет достоинства региона Леоненко. Там обосновалось одно из крупнейших химических предприятий страны – черкасский «Азот».
Две недели ушло на то, чтобы найти подходящие помещения: 2700 кв. м производственных и 1700 кв. м административных площадей.
Перевозить технику начали в середине июля, когда блокпосты в Донецкой области только стали появляться. Особых проблем с их пересечением не возникало. «За пару пачек сигарет можно было вывезти три-четыре фуры», – рассказывает предприниматель. За две недели ему удалось перегнать 10 машин с мебелью и оборудованием.
Переезд обошелся в 300 000 гривен. Через месяц в Черкассы перебрался и Леоненко, и весь топ‑менеджмент предприятия. Юридически «Донецк‑реактив» прописался в Черкассах, но действующее производство осталось в Донецке.
Кроме первых трех месяцев 2015 года на протяжении всего времени с начала конфликта завод производит продукцию. В 2014‑м он смог продать ее на 35 млн гривен – на 15% больше, чем в 2013‑м. «Нам удалось не потерять рынок, в том числе и европейский. Мы не сорвали ни одной поставки «Энергоатому», – радуется Леоненко. – Наши немецкие партнеры не понимали, как мы умудряемся выполнять их заказы, несмотря на такую обстановку в стране и регионе».
Переехав на новое место, топ‑менеджмент взялся строить второй завод в Черкассах. За лето в купленном помещении провели канализацию, коммуникации, возвели подстанцию. Всего инвестиции в новое производство с учетом покупки помещения и дополнительного оборудования составят около $2 млн.
Сегодня уже черкасский «Донецк‑реактив» ведет переговоры с Kirsch Pharma об инвестициях в новое производство. Украинцы рассчитывают получить от партнера 500 000–750 000 евро. Леоненко уверен, что инвесторы выделят средства. Он считает, что тщательно выбрал новое место, проанализировал инфраструктуру, правильно оценил кадровый потенциал. К тому же ему удалось сохранить костяк коллектива предприятия, что, по словам предпринимателя, крайне важно в такой ситуации.
Вместе с Леоненко в Черкассах работает весь его топ‑менеджмент: главный бухгалтер, главный энергетик, главный инженер, начальники отдела продаж и закупок. «Людям нужно понимать, что собирается делать собственник. Как он намерен преодолевать те или иные трудности, что он требует для этого от персонала. Тогда они готовы вместе с тобой бороться за завтрашний день», – рассуждает бизнесмен.
Первый украинский
Весной прошлого года руководство Первого украинского международного банка (ПУМБ) задумалось над переводом своего головного офиса из Донецка в Киев. Решение созрело в мае, после того как в городе участились случаи ограбления отделений и нападения на инкассаторов. Гарантировать непрерывность работы банка в Донецке уже никто не мог.
«А стоит любому банку остановиться хотя бы на день, его клиенты выстроятся в очередь за своими деньгами. На этом бизнес остановится», – говорит председатель правления ПУМБа Сергей Черненко.
Одной из архиважных задач для финансистов стал перенос на новое место мощного дата‑центра, который круглосуточно обеспечивал проведение миллионов банковских транзакций. Подобных операций в Украине еще никто не проводил. Поэтому опереться на чужой опыт было нельзя. Над вопросом ломали голову как специалисты самого банка, так и внешние IT‑консультанты.
Демонтаж, перевозка, подключение, настройка десятков серверов – на все это, по их подсчетам, должно было уйти около полугода. Альтернативный вариант – купить все необходимое оборудование и установить его на новом месте – занял бы примерно столько же времени.
«Мы понимали, что у нас полгода может не быть, и установили срок: перевезти все за месяц», – рассказывает Черненко. Ответ айтишников был категоричен: это невозможно. Но после череды мозговых штурмов они все же разработали концепцию step‑by‑step переезда, не нарушающую непрерывность работы. Серверы демонтировали блоками, перевозили и подключали к банковской сети на новом месте.
Миграция серверов началась в начале июня и напоминала шпионские хроники. Оборудование перевозили обычными фурами. Банкиры искали наиболее безопасные маршруты: следили за сводками новостей, выясняли, где нет боев и можно проехать. Перед рейсом проверяли надежность маршрута. Сначала запускали машину без оборудования, и если она проходила, за ней шла груженая серверами. Бывали случаи, когда маршрут меняли по ходу движения, если начинались военные действия.
В первых числах июля дата‑центр запустили в Киеве. Перерыв в его работе суммарно составил всего 40 минут в ночь с пятницы на субботу. Еще примерно месяц длилась дополнительная отладка. Параллельно ПУМБ перевозил и другое оборудование: банкоматы, POS‑терминалы, мебель и тонны документации. Общую стоимость груза Черненко оценивает в 60 млн гривен. Сам переезд обошелся банку в 4 млн гривен.
Но без людей, подчеркивает председатель правления, все это «железо» было бы бесполезным, равно как и затраты на его эвакуацию. ПУМБ перевез из зоны боевых действий 650 человек. Найти такое число квалифицированных сотрудников было бы невозможно.
В зоне боевых действий остались 40 отделений и центральный офис. Их стоимость оценивается примерно в 150 млн гривен, которые до сих пор висят на балансе банка. Наличные из хранилищ финучреждение начало перевозить еще с весны, после того как в Донецке стали грабить отделения и вскрывать банкоматы. Впрочем, вывезти все не удалось – пришлось уничтожить около 7 млн гривен. Из‑за войны банк потерял около 20 000 клиентов‑физлиц и вместе с ними 1,5 млрд гривен кредитных ресурсов.
К затратам на переезд можно отнести и 51 млн гривен, которые у ПУМБа ушли на закупку нового комплекта оборудования для дата‑центра – на тот случай, если не удастся перевезти старый. На его базе будет создан резервный дата‑центр для непредвиденных катастроф. Непрерывная работа – вопрос выживания для любого бизнеса. А для банковского – в особенности.
По словам Черненко, ПУМБ заранее готовился к потрясениям: «У нас в банке давно существует программа непрерывности деятельности, и мы несколько лет назад просчитывали, как себя вести, если произойдет, например, землетрясение или офис заминируют».