Аналитическая группа Da Vinci AG опубликовала очередной выпуск ежеквартального прогноза Ukrainian Economic Trends Forecast с анализом трендов развития макроэкономики Украины в первом квартале 2016 года.
Ситуация с золотовалютными резервами (ЗВР) свидетельствует о неудовлетворительной работе экономического блока правительства
Стабильный рост ЗВР Украины наблюдается с апреля 2015 года. По состоянию на январь 2016 года объемы ЗВР вернулись к отметкам октября 2014 года. Таким образом, за год они возросли на 76,56%. Несмотря на позитивные показатели, регулятору не удалось достичь запланированного ориентира в $17 млрд. Этого не произошло по двум причинам:
1. Украина не получила третий и четвертый транш МВФ на сумму по 1,7 млрд.долл. каждый до конца 2015 года.
2. Ситуация с притоком валюты на украинский рынок оказалась неблагоприятной и не позволила использовать экспортный потенциал для насыщения золотовалютных резервов.
Данные факторы были очевидны в начале второго полугодия 2015 года, в связи с чем позиция Нацбанка, занятая им во втором полугодии является не вполне адекватной.
Тем не менее, динамика ЗВР дает основания сделать следующие выводы:
1. В Украине наблюдается устойчивая Позитивная динамика международных резервов.
2. Позитивная динамика сохраняется даже в условиях задержки выделения третьего транша финансовой помощи МВФ.
3. Позитивная динамика сохраняется в условиях продолжающегося схлопывания украинского экспорта.
Уверенность в продолжении кредитной программы МВФ в 2016 году сохраняется. Однако выделение средств будет происходить с задержками. Получение третьего транша ожидается в конце первого квартала текущего года.
Несмотря на существенное и продолжающееся снижение показателей отечественного экспорта, и соответственно, притока валюты в страну Нацбанку удается воздерживаться от осуществления интервенций на межбанковском рынке.
Таким образом, введенные в 2015 году меры по стабилизации валютного рынка пока что являются достаточными для удержания курсовой стабильности национальной валюты и осуществления политики накачивания резервов. Этому способствуют такие негативные факторы, как снижение покупательной способности населения, что оказывает влияние на сокращение потребления импортных товаров и услуг, а значит на выравнивание торгового баланса.
В то же время негативными факторами является низкая эффективность экономического блока правительства, осуществляющая работу в сфере диверсификации экспорта и поиска новых рынков. Это заставит регулятора сохранить в среднесрочной перспективе существующие ограничения на валютном рынке, которые в свою очередь обусловливают сдержанность роста экономики Украины. Фактически фиксируются схожие условия с ситуацией в январе 2015 года, когда отмечалось, что «Нацбанк способен оказывать влияние только на временное административное сдерживание и торможение негативных процессов в сфере курсообразования, однако он не имеет рычагов влияния для исправления ситуации.
Это обусловливает необходимость как можно скорейшей координации действий на уровне Кабинета Министров Украины и Нацбанка Украины по стимулированию экспорта и притока зарубежных инвестиций». Исходя из экспортных показателей и принимая во внимание их исчисление в долларе США, за 2015 год Кабинет министров не смог изменить ситуацию.
Возобновления естественного роста ЗВР можно ожидать лишь после существенной диверсификации экономики Украины, изменения географии экспорта, его структуры в сторону повышения качества, разнообразия, снижения себестоимости и роста количества конкурентоспособной продукции с большим уровнем добавленной стоимости. До этого динамика ЗВР будет полностью подчинена процессам взаимодействия Украины с международными финансовыми организациями.
Курс доллара продолжает оставаться высоко-волатильным. Россия расшатывает отечественную финансовую систему
В течение 2015 года сохранялся относительно стабильный курс национальной валюты. Однако в январе 2016 года девальвационное давление существенно возросло после завершения праздников, что повлекло за собой рост курса гривны на наличном рынке до 27 гривен за доллар. Данная картина с ростом на 6,3% в данный период происходила на фоне продолжающегося снижения цен на нефть на мировых рынках.
Падение нефти должно снизить расходы на импортные энергоносители и должен оказывать позитивное влияние на торговый баланс. Безусловно, существует временной лаг, который определяет
снижение цен на энергоносители с момента изменений котировок на мировых рынках и до непосредственного снижения цены для их оптовых покупателей внутри страны. Однако факт продолжающегося снижения цен на энергоносители в течение всего 2015 года нивелирует данный фактор.
Кроме снижения цен на нефть на мировых рынках происходит также падение цен на большинство групп сырьевых товаров. В совокупности с сокращением объемов экспорта это оказывает негативное влияние на валютную выручку экспортеров, а значит на поступление валюты в резервы.
За 11 месяцев 2015 года импорт Украины сократился на 31,2%, а экспорт на 30,9%.
Таким образом, сокращение экспорта и экспортной выручки оказывает существенное давление на гривну. До середины марта 2016 года отсутствие кредитов со стороны МВФ оказывает лишь психологическое влияние на участников рынка. Однако в случае, если предоставление третьего транша будет отложено на более поздний срок, это может стать триггером ухудшения ситуации на валютном рынке.
В случае предоставления транша до конца первого квартала вероятны небольшие колебания курса, связанные с выходом на рынок крупных импортеров и выплатами по внешним долговым обязательствам.
На усиление девальвационного давления на национальную валюту оказывают влияние действие российских банков. 18% банковского сектора Украины составляют банковские учреждения с российским капиталом. К этому необходимо добавить банковские учреждения, чьими конечными бенефициарами являются граждане Российской Федерации.
Падение курса рубля вынуждает Россию и ее банковские структуры осуществлять скупку доллара, который по различным схемам выводится с территории Украины.
В связи с этим пассивность регулятора в вопросе необходимости пресечения вывода иностранной валюты банковскими учреждениями страны-агрессора не имеет объяснения.
Полагаем, что в целях предотвращения деструктивного влияния РФ на валютный рынок Украины Нацбанк должен обеспечить еженедельную открытую публикацию информации о крупных покупателях валюты и вводить жесткие санкции за валютные операции российских банков во время падения рубля.
Необходимо также введение запрета на участие банковских учреждений как минимум на межбанковском валютном рынке в операциях по покупке валюты. Следует признать, что на сохранение существенного девальвационного давления на валютный рынок Украины оказывает влияние игнорирование Национальным банком Украины приоритетных действий, которые подчеркивались в предыдущих докладах Ukrainian Economic Trends Forecast в 2014-2015 годах: ликвидация внебанковских валютных обменных пунктов.
В случае сохранения недостаточной активности регулятора на рынке, но при получении весной очередного транша МВФ колебания доллара США вряд ли выйдут за максимальную отметку 28 грн./долл. Однако, текущая ситуация и прогнозы дают основания сомневаться в курсовых параметрах, заложенных в бюджет на 2016 год.
По нашим оценкам, в государственный бюджет Украины заложен существенно меньший курс, чем ожидается, что объясняется попытками выполнить его в существующих макроэкономических условиях. Непосредственное влияние курсовых изменений на инфляционные и девальвационные показатели дают возможность достичь социальных параметров, заложенных в бюджет при неблагоприятном уровне экономической ситуации в стране.
Инфляция составит 17-18%
Как и прогнозировалось в Ukrainian Economic Trends Forecast 2Q2015, к концу 2015 года инфляция в Украине существенно затормозилась. Это объясняется не только стабилизацией курса национальной валюты, но и существенным снижением доходности домохозяйств. Рост цен в первой половине 2015 года обусловил снижение покупательской способности, что отразилось на торможении темпов инфляции.
Наибольшее в 2015 году инфляционное давление исходило от продуктов питания (143,3% за год), коммунальные услуги (203,0%), бытовая техника и предметы домашнего обихода (136%), расходы на отдых (137,9%), одежда и обувь (135%). За 2014-2015 год наибольшим драйвером инфляции стала девальвация гривны и рост тарифов на коммуналку.
При этом совокупный рост цен на потребительские товары составил 79%, а на коммунальные услуги – на 173% при девальвации нацвалюты на 66%. Таким образом, ключевым фактором роста цен в Украине является девальвация гривны.
Мягкая девальвация в 2016 году, очевидно, будет способствовать умеренному росту инфляции на протяжении всего года. Кроме того, дополнительным триггером может стать ситуация с урожаем, который в связи с условиями финансирования полевых работ аграриями может продемонстрировать достаточно скромные показатели.
Инфляционный показатель 2016 года в Украине будет находиться в пределах отметки 17-18%. Данный прогноз обусловлен планами повышения тарифов на коммунальные услуги (газ, отопление, электроэнергия), а также эффектом базы сравнения. Данный прогноз откорректирован в соответствии с прогнозным курсом в рамках оптимистического сценария – 28 грн/долл.
Динамика роста индекса потребительских цен опережает показатели роста индекса цен производителей. Это объясняется снижением цен на мировых товарных рынках. Колебания индекса цен производителей (ИЦП) в 2015 году сгладились по сравнению с показателями 2014 года.
Данные свидетельствуют в пользу того, что производителям все сложнее продавать свои товары и услуги по большей цене, что свидетельствует о снижении спроса на их продукцию.
Все это дает основания для неблагоприятного прогноза – дальнейшего сокращения покупательской способности населения.
Таким образом, в то время как снижение покупательской способности само по себе способствует торможению инфляционных показателей, девальвационное давление стимулирует продолжение роста инфляции. В результате происходит дальнейшее снижение покупательской способности. Данная ситуация фактически является атипичной, поскольку в условиях отсутствия девальвационного давления падение покупательской способности вело бы к снижению уровня инфляции, некоторым образом сглаживая негативные социальные последствия.
Это дает основания делать пессимистические оценки в части касающейся ухудшения качества жизни населения, а соответственно роста социальной напряженности, криминогенной обстановки.