Так поплатились мастера за труды рук своих. И правда, ничего достойного внимания эти гениальные архитекторы средневековой Московии по понятным причинам больше не создали.
Нынешние украинские инвалиды по зрению с успехом сочиняют музыку, играют в шахматы, работают массажистами, юристами, берут на олимпиадах золотые медали и совершают другие чудеса, зачастую их зрячим коллегам недоступные. Последние, как правило, стараются инвалидов не замечать. Не балуют незрячих и слабовидящих людей своим вниманием и народные депутаты. Улицы и транспорт украинских городов не приспособлены к их нуждам. Трудоустраивать людей этой категории в нашей стране считается делом неблагодарным и неприбыльным. А между тем, 13 ноября обозначен в календаре как Международный день слепых.
«Ситуация с трудоустройством незрячих и слабовидящих людей в Украине просто катастрофическая, - поделился с нами наболевшим глава правления Киевской городской организации Украинского общества слепых Василий Михайлович Шупик. - Если в советские времена на предприятиях и на дому работали около 23 тысяч инвалидов, то ныне трудоустроены только 9 тысяч, половина из которых «надомники». Это притом, что инвалидов первой и второй группы, которых объединяет наше общество, в Украине насчитывается 76 тысяч. 60% из них - это люди, которым исполнилось 60 лет, но многие могли бы стать полезными обществу, если бы последнее стало более терпимым и цивилизованным».
Пенсии и зарплаты инвалидов по зрению фактически оставляют последних за чертой бедности. Пенсия, к примеру, самого Василия Михайловича составляет 506 гривен в месяц, и это после 45 лет стажа работы человека, который имеет первую группу инвалидности. Максимальную в Украине пенсию в размере 5 тысяч гривен, по словам Шупика, получает один незрячий олимпийский чемпион, тоже инвалид первой группы, имя которого Василий Михайлович не захотел афишировать – редкое исключение из правил.
Само Общество слепых, являясь гражданской добровольной недоходной организацией, для большинства украинских инвалидов этой категории является единственной надеждой на реализацию в социуме и своеобразным клубом по интересам. Его проблемами опекаются две организации – Главное управление социальной защиты населения, которое подчиняется Министерству труда и социальной политики Украины, и Управление по работе с женщинами, малозащищенными слоями населения, ветеранами и инвалидами, которое подчиняется горадминистрации. Первое поставляет социальных работников, которые помогают инвалидам по месту жительства, второе лоббирует интересы незрячих людей в горсовете.
По словам Шупика, мэрия оказывает незаменимую помощь незрячим киевлянам, гарантируя им в довесок к пенсиям многочисленные социальные выплаты. К примеру, на 50% оплачивает коммунальные услуги, телефонные переговоры, выделяет разовые выплаты по большим государственным праздникам. А вот народные депутаты, среди которых есть и человек на инвалидной коляске Валерий Сташкевич, о проблемах слепых в Украине стараются не вспоминать. Верховная Рада два раза отклоняла принятие закона об инвалидах по зрению. Возможно, это вызвано тем, что в отечественном парламенте нет своих незрячих депутатов в отличие от российской Думы, где такой есть. Это депутат по фамилии Смеляков. По тем же, видимо, причинам на паралимпийские игры в Афины в 2004 году Украина отправила много спортсменов на инвалидных колясках и – ни одного слепого. А ведь среди незрячих и слабовидящих украинцев есть много замечательных спортсменов. Один из них – Виктор Смирнов, пятикратный чемпион мира по плаванию.
Еще одна животрепещущая проблема - это обеспечение свободного передвижения незрячих людей по улицам Киева и других украинских мегаполисов. Здесь возникают парадоксальные ситуации. Многочисленные пандусы, т.е. наклонные плоскости с металлическими «уголками» в подземных переходах, на ступеньках аптек и супермаркетов, незаменимые для киевлян, которые передвигаются в инвалидных колясках, вполне могут послужить причиной травмы для незрячего человека с тросточкой. Инвалид с дефектами зрения нуждается в постоянной опеке и помощи в общественных местах. Если незрячий человек заходит в супермаркет, помощь менеджеров ему необходима, как воздух. Но работники подобных заведений далеко не всегда готовы такую помощь оказать. Хорошо, если инвалид посещает ежедневно один и тот же магазин и становится там постоянным клиентом. Если же он зашел в маркет впервые, появление такого покупателя, как правило, вызывает у менеджеров неприятие и досаду.
Человек на инвалидной коляске может видеть, какой товар выбирает. Человек с тросточкой лишен такой возможности и нуждается в постоянном внимании со стороны персонала.
Еще одна проблема – это парковка машин перед супермаркетами. По мнению Василия Михайловича, для автомобилей со специальным управлением для инвалидов и машин, которые их подвозят к магазину, должны существовать отдельные площадки для парковки.
Движение на улицах столицы – постоянный источник опасений даже для зрячего человека. Человек с тросточкой – это пешеход «группы риска». Светофор со специальным звуковым сигналом (такое себе легкое постукивание), как и характерный дорожный знак со «слепыми очками» - на столичных дорогах большая редкость. Только метрополитен всерьез занялся проблемами слепых. Ныне для его работников существует специальная инструкция, следуя которой, незрячего человека просто так на станцию метро не пропустят. На КПП станции ему выделят провожатого, который доведет его до перрона и лично посадит в первый вагон, предварительно поинтересовавшись, где ему выходить. На станции прибытия инвалида встретит другой сотрудник и проводит до выхода. Прогресс налицо. На станциях «Крещатик», «Контрактовая площадь» и «Лыбидская» над стеклянными входными дверями с интервалом в две минуты играет мелодия – своеобразный маяк для слепого. Со временем подобные механизмы будут установлены на всех станциях киевского метро.
Но и здесь, по словам Василия Михайловича, есть свои недоработки. Звук сигнала инвалид должен слышать еще на улице, как это сейчас и происходит на станции «Крещатик». На «Лыбидской» и «Контрактовой» для того, чтобы услышать искомую мелодию, инвалид должен спуститься в подземный переход и дойти до «стекляшки». Представим, что дело происходит перед закрытием метрополитена ночью или ранним утром, перед открытием. Прохожих, которые укажут инвалиду дорогу к переходу, может поблизости и не оказаться.
С наземным транспортом у незрячих киевлян возникает не меньше проблем, чем с подземным. Как известно, остановки объявляются, к примеру, в троллейбусах нерегулярно. Городским властям не стоило бы больших денег помимо объявления остановок еще и озвучивать номера маршрутов, чтобы инвалид, который ожидает транспорт, мог понять, куда ему направляться.
Все эти незаметные для зрячих людей нюансы для слепых и слабовидящих людей являются жизненно важными. Незрячие люди тоже, как и мы, читают книги, слушают музыку, занимаются туризмом, легкой атлетикой, дзюдо и лыжным спортом. При киевской организации Общества слепых Украины существует библиотека для незрячих, реабилитационный центр для позднеослепших людей, компьютерная школа, компьютерный центр, редакция журнала для незрячих « Заклик» и газеты «Промінь». Специализированный интернат для слепых № 5 готовит детей по специальностям массажист и оператор компьютерного набора. Однако это еще далеко не все, на что способны незрячие украинцы. Многие слепые от рождения люди заканчивают ведущие ВУЗы Украины, становятся музыкантами, преподавателями высшей и средней школы, писателями, поэтами, философами, историками, политологами, математиками…
Список можно продолжать долго. Нам, людям, которые без труда могут видеть небо и солнце, всегда нужно помнить, какая огромная ответственность за незрячих лежит на нас, и помогать по мере сил своих. Многого они от нас не требуют - немного внимания. Дело ведь святое.
13.11.2007 13:01