К.Ващенко: «Банки скажут: да, квартиру мы у тебя забираем, но ты нам еще и должен»
09.02.2009 12:00
...кабинетов здесь не солидные латунные или медные таблички, а этакие окошки из металлических реек, внутри которых вставлены картонки с фамилиями. Уж больно часто меняются владельцы этих помещений, вот и невыгодно тратить деньги на солидную табличку. К человеку, занимающему один из таких кабинетов – советнику премьер-министра Украины Константину Ващенко, - я и направляюсь. Он молод, энергичен, улыбчив, в отличие от многих наших партократов, не зажат в общении. Этакий «политик новой формации». Кстати, в своем кабинете он обретается недавно, пересев из кресла главы Госкомпредпринимательства, и, как видно, еще не успел обустроиться на новом месте.

From-UA: - Константин Александрович, скажите, пожалуйста, все-таки финансово-экономический кризис есть или нет?

К. Ващенко: - Кризис, безусловно, есть, и он глобальный. И как бы мы себя ни тешили иллюзиями, что мы находимся где-то там на обочине экономических, финансовых и прочих процессов, это утешение для тех, кто хочет себя утешить, поскольку многие вещи, наоборот, для нас будут происходить еще более болезненно, так как мы пошли путем построения классического общества потребления. Мы все жили в кредит. Мы брали эти кредиты, не заработав денег на то, чтобы их выплачивать.

Другое дело, что нас поставили в такие условия. Нам предоставили такие возможности, почему отказываться? Но факт остается фактом. На сегодня очень многие люди стоят перед реальной угрозой невозврата кредитов. Их одолевает одна мысль: как жить дальше и как выкручиваться из этой ситуации?

Кроме того, у нас не сформирован рынок. У нас нет рынка земли, у нас, по сути, очень слабый фондовый рынок. Главными экспортными отраслями у нас продолжают оставаться отрасли, которые экспортируют сырье, а не готовую продукцию. И если мы говорим о кредитах как о признаке хорошо развивающейся рыночной экономики, то забываем, что основа под ней остается старая, советская.

Тот же малый и средний бизнес, который в Европе дает от 55 до 70% ВВП, у нас составляет всего 10-12%. А именно малый и средний бизнес представляет средний класс. Недаром говорят, что средний класс – это стабильность общества. Средний класс - это люди, которые заинтересованы, чтобы была стабильная политика, прогнозируемая деятельность правительства, чтобы была возможность планировать свой бизнес, строить не только бизнес-планы, но и личные планы на несколько лет вперед.

У нас все не так. Вот, скажем, металлурги, химики – представители основных бюджетообразующих отраслей - очень сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, от цены на газ, от того, как складывается ситуация на глобальном рынке. И малейшие изменения бьют очень сильно.

В этом смысле Украина, по многим позициям, более уязвима для кризиса, нежели, скажем, соседние Польша, Болгария и другие страны. Ну и плюс не могу не сказать о том, что ослабляет нашу борьбу с кризисом политическая ситуация, сложившаяся в стране, отсутствие единой позиции властной элиты по многим ключевым вопросам.

Реформа политической системы с точки зрения того, чтобы стабилизировать власть, сделать ее предсказуемой, прогнозируемой и эффективной, – это, конечно, один из элементов борьбы с кризисом, потому что многие вещи, которые мы сегодня переживаем в экономике, есть прямое следствие политики. То есть мы тут уже Маркса опровергли. У нас не политика – концентрированное выражение экономики, а экономика – концентрированное выражение политики.

From-UA:- Скажите, а от чего будет зависеть, насколько быстро мы выйдем из кризиса?

К. Ващенко: - Успешность противодействия кризисным явлениям во многом будет зависеть от того, хватит ли мудрости нашим государственным деятелям найти общий язык перед угрозами, которые касаются всех. Это касается и олигархов, и малого бизнеса, который сегодня на грани разорения. Это важно и селу. Я говорю и об оппозиции. Потому что в моем понимании, оппозиция – это тоже часть власти со своей ответственностью, со своими возможностями влиять на принятие тех решений, которые нужны государству.

From-UA:- Константин Александрович, а когда, по-Вашему, мы увидим свет в конце туннеля?

К. Ващенко:- Увидим. Я оптимист в этом смысле. Я не сторонник мрачных прогнозов, что это на семь или на десять лет.

From-UA:- Говорят, что это еще даже не пик, что пик кризиса будет в марте.

К. Ващенко:- Когда говорят о марте, то говорят о кризисе невозврата кредитов. Учитывая, что многие брали ипотеку, кредит в долларах, а сегодня ситуация с курсом очень специфическая… Речь не идет о том, что он вырос, а о том, что не понятно, каким он будет. Просто люди не смогут выплачивать. И банки не будут знать, что делать с недвижимостью, которая падает в цене. И я прогнозирую, что банки не будут соглашаться на возврат недвижимости, поскольку она была в одной цене, а сегодня идет по другой. Банки скажут: да, квартиру мы у тебя забираем, но ты нам еще и должен. И тут государство как регулятор должно сказать свое веское слово для упреждения ситуации.

Хотя разумные банки понимают, что им лучше сегодня получить меньше деньгами, чем вообще ничего не получить. И я думаю, что активная позиция государства будет выражаться в реструктуризации долгов, или в изменении процентной ставки, или в увеличении срока погашения кредита, или даже в том, чтобы погашать тело кредита, а проценты оставить до лучших времен. Это общая задача.

В этом смысле пиком кризиса, безусловно, будет весна. Но сейчас есть время для того, чтобы к этому подготовиться. И правительство сегодня готовит ряд предложений, которые направлены на то, чтобы эту ситуацию упредить. Но для этого должно быть четкое взаимопонимание с Национальным банком. Именно в этом состоит суть претензий, которые правительство выдвигает. И именно в этом состоит суть тех кадровых изменений, на которых сегодня настаивает правящая коалиция.

From-UA:- Вы затронули достаточно волнующую тему кредита. Получается, что нельзя брать сегодня кредиты?

К. Ващенко:- А его вам сейчас никто и не даст. Если предложат вам под 30%, я думаю, вы не самоубийца, чтобы такой кредит брать.

From-UA:- В условиях кризиса миллиардеры станут миллионерами. А что делать среднему классу, который станет нищим?

К. Ващенко:- Да, действительно, малый бизнес эта проблема затронет очень серьезно. Потому что крупное предприятие может оптимизировать расходы, уволить, в конце концов, сотрудников, закрыть часть производства. А малое предприятие не оптимизируешь. И учитывая то, что эти предприятия и открыты в кредит, и работают в кредит, и торгуют в кредит, и взаимоотношения между теми же малыми предприятиями тоже часто в кредит, то отсутствие доступа к кредитным ресурсам влечет очень серьезные последствия.

В этом смысле нам не надо опять изобретать велосипед. Уже есть рецепты, которые в разное время были опробованы в разных странах. Например, речь идет о специальных государственных программах компенсации процентных ставок по кредитам предприятиям малого и среднего бизнеса, когда государство через специальные фонды по сути компенсирует банкам часть процентных ставок, тем самым уменьшая реальную стоимость кредита.

Сейчас, с одной стороны, для малого бизнеса вроде не простые времена, а с другой стороны, перед ним открываются новые возможности, потому что те же большие предприятия, оптимизируя расходы и отказываясь от чего-то, готовы передать часть функций малому бизнесу. Консалтинг, например, или юридические услуги. Им проще платить маленьким, чем содержать собственный штат.

С другой стороны, малый бизнес гибче. Металлургический комбинат ни под что уже не перестроишь. А малое предприятие может сегодня заниматься одним, завтра другим. И в этом смысле задача государства – помочь сориентироваться малому бизнесу через помощь в маркетинговых исследованиях, в госзаказе. Например, в контексте «Евро-2012»: дорогу надо построить - это задача государства, а кто по дороге будет обслуживать туристов? И государство должно сформировать заказ: здесь нужны сувениры, здесь нужны мини-гостиницы, здесь нужны стоянки. Это все может быть создано малым бизнесом.

Ну и главное сегодня – это не допускать принятия регулирования, которое, наоборот, идет во вред малому бизнесу. Недавно было принято несколько решений, которые, слава богу, сегодня приостановлены. Умение признавать свои ошибки – это умение великих на самом деле. Правительство сегодня отменило постановление, по которому малые предприниматели лишались возможности регистрироваться плательщиками НДС. Также и по рыночному сбору сделан сегодня шаг назад, потому что на рынках падают выторги и объемы реализации. И усугублять эту ситуацию неправильно.

Не надо действовать по принципу: создать проблему, потом ее решать. Пусть государство на каком-то этапе чего-то недоберет в бюджет, но за счет создания новых предприятий, за счет увеличения рабочих мест, соответственно, уплаты в Пенсионный фонд, налогов и т.д. все равно будет в выигрыше. Сегодня главная задача – это занять людей, причем даже самозанять.

From-UA:- В каких сферах сейчас может развиваться малый бизнес?

К. Ващенко: - Прежде всего, это сфера услуг в широком смысле слова. Можно отказаться от покупки дорогостоящих вещей, от туристической поездки и т.д., но сфера услуг всегда востребована, начиная от автомоек и заканчивая парикмахерскими.

From-UA:- Почему же массово закрываются не большие супермаркеты, а маленькие магазинчики, автомойки и парикмахерские?

К. Ващенко:- Сегодня в Киеве, да и во многих городах, вы не найдете, скажем, маленьких магазинчиков, где можно купить хлеба, молока, везде супермаркеты. Если, допустим, в сети десять маркетов, то из них четыре-пять прибыльных, два-три в ноль выходят, а два-три убыточные. Им нужно, что называется, место застолбить на перспективу. Убыточные закрываются. Тут как раз освобождается большая ниша. Хлеба-то все равно надо купить. И я прогнозирую, что мы опять будем наблюдать возврат таких маленьких «скарбничек», которые будут обеспечивать людей продуктами первой необходимости.

Опять же, людям нужны не оливки и сыры французские, им нужен хлеб, молоко, сметана и т.д. Здесь, конечно же, многое зависит от местных властей. В городах кроме малых предприятий налог на прибыль никто не платит. И тут городские власти должны не допускать повышения арендной ставки, например, на площади, не допускать повышения местных налогов и сборов, максимально открыть возможности для занятия помещений под такие вещи. То же самое и с парикмахерскими. Маленькой парикмахерской гораздо легче выжить, чем большой со штатом в 20 человек.

From-UA:- Самая большая проблема, что по малому бизнесу бьет не только то, что мало в него вливается денег, но и то, что надо платить высокую арендную плату. Рынок недвижимости диктует свои условия. Он падает, но намного медленнее, нежели возрастают проблемы кризиса. Каков Ваш прогноз по этому вопросу?

К. Ващенко:- Это пока инерция. Сейчас ситуация такая. Почему заморозился рынок жилья? У кого есть деньги, те не торопятся их тратить на покупку недвижимости, потому что ждут, что она упадет. Она уже падает. Те, кто хочет продать, надеются, что все вернется назад. Если кому-то не горит, продажа отложена до лучших времен. Вот рынок и стоит. Но все равно сегодня многие люди столкнутся с тем, что надо продать, чтобы хоть как-то вернуть кредит, что надо продать хоть что-то, потому что надо заплатить за учебу и т.д. До пика мы еще не дошли. Пик будет летом.

From-UA:- Вы говорите о том, что людям придется возвращать банкам кредиты, поэтому они будут продавать недвижимость. Но многие люди связаны с банками не кредитом, а вкладами… Сейчас банки вообще не выдают вклады. Соответственно, люди нести деньги в банк не будут. Доверие подорвано. Как выживать банкам, и как быть тем людям, которые являются вкладчиками банков, чьи вклады заморожены?

К. Ващенко:- Вопрос доверия действительно вопрос ключевой. Потому что люди готовы нести в банки деньги, но когда они видят, что даже не досрочно, а в установленный срок они не могут забрать свои депозиты, то, естественно, о каком-то доверии речи быть не может. Доверие – это такая штука, которую очень долго надо завоевывать, а потерять можно в один момент. Поэтому сегодня свое слово должна сказать банковская система путем конкретных предложений, механизмов, которые бы гарантировали людям, по крайней мере, если не прирост, то хотя бы сохранение их сбережений.

Правительство вместе с Национальным банком должны задекларировать соответствующие гарантии, выписать их, публично представить.

From-UA:- Вы говорите о гарантиях. Но гарантии нам дадут, а деньги выплачивать не будут…

К. Ващенко:- Можно, конечно, любую ситуацию до абсурда довести, но власть должна всегда помнить о выборах. О том, что любому терпению приходит конец. И мы имеем уже опыт в Украине, когда люди говорили свое веское слово. Если правительство совместно с Национальным банком выходит с пакетом предложений и с конкретными гарантиями к населению, то я хотел бы посмотреть на тех, кто потом будет нарушать это публично данное слово. Дело даже не в слове, а в том, что это должен быть конкретный механизм, который позволяет людям опять вернуть доверие к банковской системе.

From-UA:- Раньше предлагались кредиты и депозиты в долларах и в гривнах. Сейчас те, кто вкладывал и открывал счета в долларах, поняли, что получить они их вообще не могут. В чем же теперь открывать депозиты?

К. Ващенко:- Я согласен с финансовыми экспертами, которые советуют диверсифицировать риски и, во-первых, иметь дело не с одним банком, а во-вторых, использовать некую формулу, например: 30% в долларах, 30% в гривнах, 40% в евро. Потому что турбулентность, которая существует на валютном рынке, в ближайшем время продолжится.

From-UA:- Спасибо за интересную беседу!

Фото: ЛIГАБiзнесIнформ