Обанкротившееся правительство
04.12.2009 13:12
…и сбережений тысячи украинцев. С каждым новым банкротством доверие к гривне, правительству, стране в целом падало. Почему Национальный банк проявлял твердость при закрытии банков, а главного банкрота у себя под носом упорно не замечает и продолжает щедро давать деньги неудачливому правительству Юлии Тимошенко? Видимо, выхода другого у главных банкиров страны нет.

30 ноября агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на пресс-службу главы Совета НБУ Петра Порошенко сообщило, что Глава Национального банка Украины (НБУ) Владимир Стельмах и исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский выступили с предложением оформить реструктуризацию правительственного долга перед центральным банком в течение недели.

«Совет НБУ... рекомендовал правлению НБУ при заключении указанного соглашения предложить ставку по правительственным бумагам на уровне прогнозного показателя инфляции», - говорится в сообщении, обнародованном по итогам заседания Совета в понедельник 30 ноября.

Как сообщалось со ссылкой на члена Совета НБУ Юрия Полунеева, реструктуризация долга правительства перед НБУ на сумму около $1 млрд позволит Нацбанку высвободить около 4 млрд грн из резервов, которые сформированы под эти обязательства: в дальнейшем часть этих средств может быть направлена в госбюджет.

Снова украинское правительство одалживает деньги. Так как список заграничных кредиторов скоро будет переполнен (Китай, МВФ, Россия), то Юлия Тимошенко решила потрясти закрома внутренних игроков финансового рынка.

Украинская история финансирования правительственных расходов за счет кредитных средств четко делится на два этапа. Первый – относится к периоду начала 90-х годов, когда при разбалансированном по доходно-расходной части бюджете, Центральный банк просто давал деньги правительству для решения текущих задач. Кредиты, о которых идет речь в новости, были выданы в 1995 и 1996 годах примерно равными долями.

Главным тезисом, который помог в те годы вырвать страну из пропасти гиперинфляции, стало написание реалистичного бюджета с дефицитом в 2 – 3%. А также привлечение внешнего кредитования со стороны МВФ в обмен на выполнение требований по реформированию украинской экономики. Это и стало началом второго этапа финансирования правительственных расходов за счет кредитных средств.

Стабилизация госрасходов сделала возможным поддержание стабильности денежной единицы, а оба фактора вместе дали четкий благоприятный сигнал бизнесу, что и привело к началу роста украинской экономики.

Сегодня же правительство и НБУ снабжают экономику страны совершенно другими знамениями. Легкость, с которой Центробанк выдает деньги "Нафтогазу" для оплаты купленного в России газа, постоянное, непонятно чем ограниченное финансирование правительственных расходов – все это говорит об окончании эры честности в области работы с печатным станком.

Свежий пример: «Совет Национального банка Украины (НБУ) на заседании в понедельник утвердил поправки к смете центрального банка на 2009 год, предусматривающие перечисление в государственный бюджет 608 млн грн, сообщил журналистам член Совета НБУ Юрий Полунеев по итогам заседания».

В то же время нужно сказать, что поведение НБУ в переговорах с правительством в вопросе нынешней реструктуризации $1 млрд. долга госбюджета под ставку, равную прогнозируемой инфляции, никак не стимулирует правительство к конструктивным действиям.

Во-первых, у Кабмина нет стимула качественно работать на рынке внешних и внутренних заимствований, пока существует нулевая реальная процентная ставка от НБУ. Во-вторых, у правительства появляется иллюзия, что можно спокойно заниматься выборами вместо проведения экстренно необходимых в условиях кризиса реформ.

НБУ, как крупный кредитор правительства, а также один из центров украинской экономической мысли, вполне мог бы, как минимум, выдвигать условия правительству, выполнение которых необходимо для получения денег. По примеру того, как это делает МВФ уже многие годы. В таком случае еще летом бы удалось провести пересмотр бюджета на 2009 год и вернуть его в рамки реальности. Что избавило бы НБУ от необходимости новых вливаний эмиссионных денег в правительство.

Видимо, у Юлии Тимошенко имеются скрытые возможности для влияния на руководство Нацбанка. Еще несколько месяцев назад в прессе активно велась черная кампания против Главы НБУ Владимира Стельмаха. Но с недавних пор критика и заказные материалы из газет исчезли. Видимо, до тех пор, пока Нацбанк будет сговорчивым и послушным инструментом для печатания дополнительных денег.

Игры вокруг печатного станка Нацбанка пора прекращать. Если у НБУ образуются некие свободные ресурсы, то в тяжелый для страны момент они должны направляться на кредитование экономики, а не госаппарата. Эти деньги необходимо использовать для оздоровления украинских компаний, а не для раздачи предвыборных взяток.