…не твои да еще потом придется долги отдавать с процентами. Главное, зафиксировать факт. Вот Юлия Владимировна Тимошенко и зафиксировала.
Как передает агентство «Интерфакс-Украина», правительство Украины включило в доходы общего фонда государственного бюджета в ноябре 2009 года поступления от Международного валютного фонда (МВФ) в результате распределения специальных прав заимствования (SDR) в сумме 14 млрд. грн. из всего размера доходов 31,3 млрд. грн. Эту информацию распространил Секретариат Президента Украины.
«Понимая, что традиционное манипулирование бюджетной росписью не позволит спасти катастрофическую ситуацию, возникающую с наполнением бюджета, правительство в ноябре зачислило в доходы бюджета привлеченные внешние ресурсы МВФ в виде монетизированных SDR», - отмечается в пресс-релизе секретариата в пятницу.
Взаимная нелюбовь Секретариата Президента и Юлии Тимошенко известна всем. И критика в адрес премьера звучит уже не первый год. Тем не менее, это не отменяет того, что в войне взаимной критики и компроматов зачастую оперируют именно ФАКТАМИ. Хоть и с целью «замочить» оппонента.
Согласно фактам, без поступлений от МВФ доходы общего фонда госбюджета за ноябрь составили бы 17,3 млрд. грн., а за 11 месяцев – 138,2 млрд. грн., что составляет 82,5% первоначального варианта бюджетной росписи и 75% установленного законом о госбюджете годового плана.
Согласно данным Госказначейства, доходы госбюджета Украины в январе-ноябре составили 181,36 млрд. грн. (74% годового плана), в том числе общего фонда - 152,165 млрд. грн. При этом в ноябре доходы госбюджета возросли до 33,47 млрд. грн. с 15,91 млрд. грн. в октябре, при этом общего фонда - до 31,258 млрд. грн. с 13,49 млрд. грн.
Что сделано – то сделано. Правительство Тимошенко успешно провалило выполнение бюджета на 2009 год. Критики в адрес премьера и ее министров уже было высказано немало. И делу это уже не поможет. Поэтому логичнее будет ответить на вопрос «Что делать?», чем копаться в очевидном «Кто виноват?».
В этом плане полезна история преодоления бюджетных кризисов в Украине. Главный положительный опыт по стабилизации госбюджета относится к 1995 году. Когда испуганные прошедшей гиперинфляцией экономические власти таки решились сбалансировать доходы и расходы казны.
Однако у той стабильности была и своя высокая цена. Государственной финансовой помощи лишилось сельское хозяйство и промышленность. Практически недоступными стали кредитные ресурсы банков для производственного сектора экономики, замершие в пределах 35 – 50% годовых.
Резкое изъятие большого количества денег из экономики, с одной стороны, открыло дорогу для вскоре последовавшего введения национальной денежной единицы, а с другой - сломало экономическую модель развития, основанную на государственном финансировании нужного стране вала продукции.
Как ни странно, но сегодня в Украине действует похожая модель на ту, которую удалось сломать в 1995-м. Только теперь источником для оплаты вала продукции внеплановая эмиссия НБУ служит лишь отчасти. Главным же ресурсом в поддержании уровня производства на сотнях предприятий является уровень закупок продукции государством и его компаниями, который как для кризисного времени выглядит очень неадекватно. И, кроме того, этот объем закупок уже почти нечем оплачивать.
Таким образом, можно сказать, что выбранная правительством стратегия непроведения секвестра бюджета зимой-весной 2009 года была бы блестящей, если бы осенью-зимой 2009 года действительно начался существенный экономический рост в мире и внутри страны. И часть аналитиков действительно предсказывала возрождение в конце года. Однако звучало и много мнений о двух-трехлетнем периоде коррекции рынков, и данная позиция на сегодня только усиливается.
Следовательно, сегодня уже не актуален вопрос о том, кто и как просчитался, а важно – как выходить из ситуации. Приведение госбюджета в сбалансированное состояние приведет к удару по экономике на уровне падения промышленного производства еще на 10 – 20% к уже имеющимся в текущем году 26%. Разумеется, что, получив указанный спад и уже не имея резервов в области получения средств, страна будет вынуждена пойти на ослабление нацвалюты, снижение социальных стандартов и рост безработицы.
Ряд менеджеров госсектора уже готовятся к развитию именно такого сценария. Так стало известно, что «Укрзализница» издала приказ о переводе всех расчетов с экспедиторскими компаниями из гривны в доллар. Таким образом, есть все основания говорить о том, что ожидаемая вторая волна спада производства будет усилена спешной долларизацией экономики.
Следовательно, сегодня есть два пути. Первый состоит в том, чтобы зажать и стабилизировать монетарные и бюджетные показатели, что приведет к небывалому спаду в экономике. И второй путь состоит в том, чтобы, проводя мягкую денежную и бюджетную политику, сохранить небольшие, но стабильные инвестиционные ресурсы бюджета, вливаемые в экономику страны.
Необходимо уже сегодня срочно определяться, для каких отраслей экономики мы сохраним условия для развития, и в следующем году и они станут локомотивом роста, а какие отрасли пострадают ради спасения экономической системы страны.
Подобную работу в Украине уже один раз приходилось делать перед вступлением в ВТО. И та работа принесла результаты. Теперь похожую операцию нужно повторить, только не по отношению к внешнему экономическому шоку, а по отношению к внутреннему. И тогда силы кризиса будут работать на экономику Украины. Точно так, как на нее работали, убийственные на первый взгляд, но продуктивные при правильном регулировании, колебания мировой торговой конъюнктуры после вступления в ВТО.
15.12.2009 12:45