Операция «Девальвация», или Что будет с гривной?
05.09.2012 17:50
Глядя на финансово-экономическую ситуацию в стране, создается впечатление, что печатный станок – одно из того немногого, что работает стабильно и исправно. Результат налицо: за 16 лет курс доллара по отношению к нашей валюте поднялся с 1,8 до 8,1 - такое вот зеркальное преображение. Разумеется, это не предел. О девальвации гривны, отрицательном торговом балансе и накапливании внешних долгов нас предупреждали уже давно. И возможно, пожинать плоды такой политики придется уже сейчас.

С недавним скачком вечнозеленого у части населения возникли неприятные ассоциации с событиями четырехлетней давности: долговой кризис в западных странах, политическая нестабильность в Украине, к тому же финансовый кризис в нашу страну тоже пришел осенью. Но стоит ли паниковать на этот раз? Сколько раз нас уже пугали второй (пятой, десятой) волной кризиса и сколько ещё попытаются испугать? Стоит ли бояться? Экономические потрясения не происходят сами по себе или по воле богов. Экономика – это сложная сеть взаимодействий, которая развивается по своим законам, до которых обычному гражданину зачастую просто нет дела. А даже если и есть, то разобраться в некоторых тонкостях национальных и мировых финансовых процессов бывает очень даже непросто.

Поэтому, чтобы разобраться с тем, есть ли у нас в стране проблемы с гривной, как можно оценить ее падение и что делать в ситуации с девальвацией простым людям, Новости Украины – From-UA обратились к компетентным экспертам.



«Проблема с гривной есть — замороженная и тщательно скрываемая, – отвечает на вопрос редакции писатель, политический психолог и создатель Школы политической психологии Геннадий Балашов. - Если взять цифры с момента основания гривны, то она была 1,8. Ющенко говорил, что главное — это удержать гривну. За 3 года его бесконечных повторений она опустилась почти до 5. На этом он стал президентом. Перед уходом Ющенко вообще развалил доверие к гривне, опустив ее до 8. Сегодня мы наблюдаем, что донецким очень важно перед выборами держать гривну всеми силами. На этом государство теряет огромные деньги, потому что доллары вымываются, люди, получив гривны, стараются поменять их на доллары и используют доллар как средство накопления, сбережения и сохранности денег. В результате государство теряет, а в ход идут резервы. Но резервы истощаются, и мы стоим перед необходимостью гривну опустить настолько, чтобы удовлетворить запросы бюджетников, выплатить пенсии. В общем, гривны надо много, и желательно обесцененной — это выгодно государству».

«Что будет, если произойдет девальвация? Люди привычно потеряют, в общем-то, наши люди привыкли терять постоянно. И здесь их, наверно, уже не переделаешь, потому что доверчивость — это черта характера украинцев. Ну и, конечно же, финансовая безграмотность, чем и пользуются государственные мужи, – сетует политический психолог. - Они все равно будут продолжать тащить деньги в банк и класть их под большие депозиты в гривнах, так как в долларах кредиты не выдают».
«Чтобы потерять как можно меньше, надо срочно бежать в банк, забирать гривну, снимать ее с депозитов и покупать доллары, если это возможно, а лучше — товары, которыми люди смогут на сегодняшний день пользоваться, или долгосрочные продукты питания, которые позволят им нормально питаться, потому что в противном случае завтра они будут целовать двери банков, стоять в очередях, требуя наказать виновных, – советует читателям в нынешней ситуации с гривной Геннадий Балашов. - Это привычная процедура, от которой уже никому ни холодно, ни жарко. Я думаю, что НБУ уже приготовился к таким действиям».

«По сути, еще в июле Нацбанк проводил жесткую политику, направленную на сдерживание количества гривневого оборота. Собственно говоря, по этой причине у нас и ликвидность банков была низкая, и банки не кредитовали. За август пока статистики у нас нет. Через неделю появится первая статистика, тогда можно будет говорить конкретно. Что касается вчерашнего скачка доллара, то он подскочил по той причине, что увеличилась ликвидность банков, причем увеличилась серьезно. Если раньше было 16-17 млрд., то за последнюю неделю она выросла до 22-25 млрд.», - рассказал президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.

По мнению эксперта, ликвидность банков увеличилась, потому что «Нацбанк покупал облигации государственного займа, увеличивая таким образом гривневую массу в экономике. Также НБУ кредитовал банки под ликвидность. Те суммы денег, которые появились в банках, пошли на валютный рынок и создали дополнительный спрос, тем самым увеличив курс доллара».



«Проблема с гривной есть, и она формируется по нескольким направлениям. Она формируется положением нашего платежного баланса и внешне-экономической политикой государства, которая является ошибочной, направленной на рост импорта больше, чем на рост экспорта. У нас дефицит платежного баланса огромный. И если так будет продолжаться, то мы в конце года будем иметь дефицит 18 миллиардов, дефицит торгового баланса может быть 20-22 млрд. Это как раз и лежит в основе потенциальной возможности девальвации гривны. Если у нас по финансовому и капитальному счету не будет поступления денег, что вполне возможно, либо будет отток, то девальвационные процессы возможны. Но даже на сегодняшний день общий платежный баланс имеет минусовые показатели. В прошлом году за 7 месяцев был плюс 2 млрд., а сейчас минус 300 миллионов — вот вам база для девальвации», - заявил Александр Сугоняко.

Проблему с гривной не отрицает и народный депутат Украины, фракция НУ-НС, Ксения Ляпина: «Безусловно, она есть, и вчера это стало очевидным, исходя из тех котировок, на которых остановилась гривна на Межбанке. В сущности, ее остановили. Мы не знаем, чем бы закончился вчерашний день, если бы торги не остановились. Это все равно, если померить температуру больному и увидеть у него 39. На это уже нельзя закрыть глаза и нельзя сказать, что человек полностью здоров. У нашей гривны вчера наблюдался похожий симптом».

«Кроме того, есть еще и другие симптомы, о которых все время говорили и на которые правительство старалось закрывать глаза. Падение производства в июле — это статистические показатели, это не кто-то придумал. Явное уменьшение роста ВВП в 2 раза - это уже тоже все признают. То есть мы имеем явные признаки кризисной экономики. Внешние рынки нам не благоприятствуют, внешняя конъюнктура ухудшилась, и ситуация в ЕС тоже ухудшилась. При этом мы остаемся с дорогим газом и с огромными долгами, – делится своими неутешительными прогнозами эксперт. - Сказать точную цифру девальвации нельзя, но я думаю, что она остановится где-то на цифре 9, пока макрооснований на большее я не вижу. Но даже эта цифра, достигнутая за короткое время, будет достаточно болезненной для экономики и для тех, кто брал кредиты, хотя бизнес сейчас очень осторожен и кредиты, особенно в валюте, старался не брать. Так что вряд ли это будет так сильно, как в 2008 году: и параметры девальвации не будут настолько объемными, и удар не будет настолько сильный для экономики, но это все равно будет удар».

«Бравурные отчеты правительства о наполнении бюджета на 99 % согласно плану выглядят крайне нереальными по сравнению с другими статистическими данными — с уровнем роста ВВП, который происходит на уровне, почти близком к нулю, - рассказывает Ксения Ляпина. - А что такое падение производства? Это значит, что в дальнейшем оно еще уменьшит рост ВВП. На фоне скрытой безработицы, на фоне постоянных жалоб о теневых зарплатах, мы понимаем, что и у Пенсионного фона есть явные проблемы. МВФ приезжает-уезжает, но пока что ничего не дает. На этом фоне очевидно происходит бездумная эмиссия гривны. Все т.н. социальные инициативы президента, которые сейчас перед выборами пытается рекламировать ПР как предвыборный проект, исключительно эмиссионные, у них нет источников покрытия. А это значит, что это существенное давление на гривну, и это тоже часть кризисной экономики».



Противоположную точку зрения высказал народный депутат Украины (ПР), член наблюдательного совета НБУ, президент Международного института менеджмента Юрий Полунеев: «С гривной ничего не происходит, она выполняет все функции, которые присущи национальной валюте, обслуживая товарооборот, потребности предприятий и населения. Я не знаю, откуда информация относительно эмиссии. Законодательно в стране эмиссия денег, то есть включение печатного станка, запрещена. Поэтому ставить вопрос, что происходит эмиссия, которая обесценивает гривну, несколько некорректно. На самом деле происходит просто коррекция валютного курса Украины в связи с достаточно сложной внешней экономической ситуацией, связанной в первую очередь с состоянием экономик основных торговых партнеров Украины. Я думаю, что гривна может двигаться как в сторону укрепления, так и в сторону некоторого ослабления, которое происходит сейчас».

«Я считаю, что динамика валютного курса в Украине будет отражать мировые экономические и финансовые тенденции и зависимость Украины от экспорта и импорта, прежде всего энергоносителей. Поэтому экономические субъекты, субъекты хозяйствования должны сами отслеживать ситуацию и понимать, что происходит с гривной, в какой ситуации находится экономика Украины, так, как это делают сегодня и компании, и хозяйствующие субъекты во всех странах, в которых у валюты есть режим свободного плавания, - заявляет депутат. - У нас нет режима свободного плавания, однако к этому следует стремиться. Об этом неоднократно уже говорили международные эксперты, потому что более гибкий валютный курс предохраняет экономику Украины и население Украины от негативного воздействия, в первую очередь, от колебаний внешне-экономической конъюнктуры. Я считаю, что нужно основывать расчеты и действия, исходя из той ситуации, в которой находится сегодня страна, в первую очередь, по отношению к своим основным торговым партнерам».

«Люди относятся к гривне так, как они относятся к экономике», - уверен Президент Центра экономического развития, экономист Александр Пасхавер.

«Например, вчера выступал Александр Савченко (ректор Международного института бизнеса. – Ред.) и сказал, что перед выборами гривна всегда дешевеет. Но я этого не знаю, для меня, например, это было новостью», - заявил экономист.

Завотделом Института мировой экономики и международных отношений НАНУ, народный депутат от ПР Алексей Плотников придерживается похожего мнения, считая, что ничего особенного с гривной не происходит: «Очевидно, это связано с избирательным психозом, у нас перед выборами всегда такое происходит. Но, во-первых, я не считаю, что эта тенденция сохранится, я думаю, что произойдет возврат назад. А во-вторых, чего-то чрезвычайного я не вижу».



«Естественно, за 16 лет гривна девальвировалась. Это результат того, что государство проходило через потрясения, кризисы и т.д. Давайте исходить из того, что в 2008 году она обесценилась на 63 %, поэтому мы имеем то, что имеем. Но конкретно сейчас, по вчерашней и сегодняшней динамике, здесь нет ничего такого, о чем можно было бы сказать: «Это будет продолжаться», – уверен Алексей Плотников. - А эмиссии никакой нет, потому что эмиссионным путем вопросы не решаются. У нас сейчас не 1993 год, когда деньги просто печатались. Эти вещи очень четко отслеживаются международными организациями, тем же МВФ и т.д. Если бы у нас были хоть малейшие поползновения под названием эмиссия, то мгновенно об этом стало бы известно. В принципе, эмиссия — это разбалтывание инфляции. А у нас, кстати, инфляционные показатели в этом году будут лучше плановых».

Артур Ризнык
Новости Украины - From-UA