Недавно поезд производства Крюковского вагоностроительного завода (Украина) с легкостью обогнал импортный «скоростной» Хюндай (Корея). А еще вертолет с двигателем от запорожской «Мотор Сичи» поставил мировой рекорд высоты. И это произошло не при советской власти, а совсем недавно! А еще в Украине имеется знаменитый самолет-рекордсмен "Мрия", наши черноземы лучшие в мире, да и вообще страна у нас большая и у нас много чего хорошего имеется.
Однако, при этом Украина за бюджетные деньги покупает импортные поезда для железной дороги, наш президент жаждет летать на итальянском вертолете, французском самолете и даже воду (!!!) пьет французскую или английскую, так чтобы «по-багатому». На чем ездят наши чиновники, перечислять не будем – мировые люксовые бренды украинцы отлично знают по сводкам ДТП, а киевляне могут созерцать шедевры мирового автомобилестроения чаще, чем жители стран-производителей. Наше менее блатное население то наминает низкокачественную китайскую гречку из предвыборных пайков, то смакует тростниковый сахар, то «ножки Буша». В общем, выгребаем закрома далекой американской, китайской и т.д. «родин».
Мы решили поинтересоваться у наших экспертов - что еще и почему Украина покупает чужого, имея хорошее свое? В этом году мы уже "наторговали" на минус $8 млрд 659,3 млн (в прошлом году дефицит за аналогичный период был $6,735 млрд.). Каким должно быть отрицательное сальдо внешней торговли, чтобы наши высшие чиновники наконец пересели на отечественные автомобили и самолеты (хотя с нашим богатством пора осваивать велосипеды и самокаты)? Что нужно сделать отечественным предприятиям, чтобы на их продукцию обратили внимание?
Понятное дело, что международную торговлю и высокую конкуренцию никто не отменял, но искусством упрощенных тендеров с одним участником наши чиновники овладели в совершенстве. Соответственно, имеет ли возможность государство покупать больше отечественной продукции и что этому мешает? И наконец, в чем мы пока еще лучшие в мире и долго ли продержится наше лидерство при таком отношении государства? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.
«Хорошее — это понятие относительное. Как вы думаете, почему это «хорошее наше» не покупают те же европейцы? – задается вопросом директор украинского филиала Института cтран СНГ, политолог Владимир Корнилов. - Есть еще такое понятие, как дорогое и дешевое. И когда наш асфальтированный километр дороги обходится чуть ли не в стоимость спутника, который посылают американцы в космос, то задашься поневоле вопросом: куда деваются деньги и стоит ли тратить бюджетные деньги для того, чтобы делать это «наше хорошее», которое неизвестно по какой цене достанется нашему потребителю?».
Он считает, что здесь нужно искать золотую середину между протекционизмом, поддержкой отечественного производителя и поиском новых технологий, стремлением к более качественному продукту: «Конечно, нам нужно поддерживать и развивать нашего отечественного производителя для того, чтобы, как минимум, сохранять рабочие места, но при этом надо понимать, что протекционизм, которым многие годы занималось украинское руководство, протекционизм, не поддержанный самими производителями, не трансформировавшийся в качество продукции, в конечном итоге приведет к тому, что деньги производителей будут утекать в офшоры».
В первую очередь, по мнению Владимира Корнилова, закупать государству отечественный продукт у нас мешает коррупция: «У нас купили в Харькове отечественные лавочки, но по такой цене, что они на золото тянут. Я услышал, сколько у нас стоит закупка каштанов для Крещатика, - можно из золота поставить каштаны, и, по-моему, по цене то же самое будет».
На вопрос корреспондента Новости Украины- From-UA, почему Украина закупает чужую продукцию, имея хорошую свою, профессор, доктор экономических наук Юрий Макогон ответил встречным вопросом: «А мы на какие деньги приобрели президентский самолет или «Хюндай»? На государственные. А теперь представьте себе, такая сумма вложения в авиационную промышленность или в строительство новых железнодорожных вагонов и поездов была бы достаточной? Нет. А тут мгновенно приобрели, запустили — и мгновенно получили отдачу. Кроме того, заметьте, отдачу от государственных денег, а что касается прибыли, то еще неизвестно, кому и в какой степени попадет какая доля».
«Отрицательное сальдо у нас и так страшно велико — около 10 млрд. долл. США, в то время как у нас в 2004-2005 годах было плюсовое 7 млрд. Надо со стороны государства создавать условия для развития нашего отечественного бизнеса, создавать импорто-замещающее производство, чтобы заменять те товары, которые мы покупаем по импорту. А мы прежде всего покупаем автомобили, вертолеты, которые мы бы могли и сами производить, самолеты - у нас 2 завода, а мы их не производим, и т.д. И вот тогда будет позитивное сальдо внешней торговли, а не отрицательное», - сетует эксперт.
Юрий Макогон считает, что хоть отечественные предприятия и пытаются что-то сделать, но государственные чиновники не очень-то обращают на них внимание: «Чиновники, когда подписывали и готовили переговорный процесс по ВТО, должны были позаботиться о том, чтобы отстоять интересы нашего производителя. Но поезд ушел: мы находимся уже 4 года в ВТО, совершенно не приобретя за это время никаких эффективных результатов, даже наоборот».
Господин Макогон убежден в том, что мы должны отстаивать собственные интересы, чтобы около 7 млн. наших граждан не уезжали трудиться на благо других стран: «Мы как-то очень торопились для того, чтобы впоследствии создать ЗСТ с ЕС, а сегодня им не до нас, хотя мы для них интересны в том плане, чтобы сбыть нам свою продукцию, не останавливая собственные предприятия».
Лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко убеждена, что на всех импортных поставках идут откаты, так как чиновники большого и малого ранга понимают, что когда они заключают договор с поставщиком из-за рубежа, то проконтролировать, по каким реально ценам это закуплено, очень сложно. Народная избранница отметила, что импорт свинины за этот год увеличился в три раза по сравнению с прошлым годом: «Я тогда задаю вопрос: а какой же у нас национальный продукт? Если Украина уже не будет иметь свою свинину и сало, то мы свой генетический код даже потеряем. В этом плане апофеозом импорта является закупка буровой установки за 400 млн. долл. при том, что цена ее 250 млн. долл. То есть 150 млн. долл. Украина подарила, ведь это не из кармана чиновников, а из бюджета. А разница оседает в карманах тех, кто осуществляет эти поставки и подписывает договора. Вот почему идет импорт на все, начиная от самолетов и заканчивая салом. Это показатель антинародной власти, которая думает только о собственной наживе».
Решение этой проблемы Наталья Витренко видит в изменении государственной политики, которую осуществляет Кабмин, сформированный парламентским большинством. Лидер партии считает, что «избиратели обязаны соображать, что если идут воры и бандиты, то, придя в парламент, они будут заботиться только о собственной наживе, и проблемы решаться не будут». Госпожа Витренко убеждена, что для того, чтобы проблемы были решены, необходимо кардинально изменить власть, «должна быть реальная борьба с коррупцией чиновничества. Для этого существуют разные формы контроля при заключении этих договоров, но для этого нужно, конечно, прежде всего, формировать нормальный парламент».
Лидер ПСПУ отметила, что отрицательное сальдо внешнеэкономической торговли растет: «Было 3 млрд. долл., потом 6, сейчас уже больше 7, то есть что 7, что 70 — для них запасные аэродромы готовы, они выводят все в офшор на Кипр. Вы посмотрите, сколько на Кипре работает украинских компаний, а это значит, что налоги не платятся в казну, средства выводятся. Если уже металлургические гиганты (а у нас таких 13 штук) не платят в казну налоги, а все остается в офшорах, это показатель того, что для этих людей все равно, какое отрицательное сальдо. Если уж будет совсем плохо и технический дефолт перейдет в полное банкротство страны, они быстренько убегут из страны, потому что у них достаточно средств на Западе, чтобы там безбедно существовать».
Народный депутат Украины, фракция НУ-НС Ксения Ляпина полагает, что подобная ситуация - это результат той политики, которую ведет сегодня государство: «Для того, чтобы развивать свое, необходимо иметь мозги, знания, надо создавать инвестиционный климат для производства. А покупать чужое — это легко, особенно в Китае или Корее, где тоже очень высокий уровень коррупции. Те, кто покупают это чужое, еще и откаты получают, то есть воруют дважды. А для торговли особого бизнес-климата создавать не нужно. Это простейшая форма: купил — продал. Конечно, международная торговля нужна, но это хорошо делать, когда у тебя уже развито производство».
Отечественным предприятиям нужно стать конкурентоспособными, по мнению эксперта: «А вопрос заключается в том, что им мешает таковыми стать? Конкурентоспособность состоит из нескольких факторов: умение управлять производством, доступность инвестиций, политика (стратегия) бизнес-климата».
Госпожа Ляпина уверена, что во многих случаях управление на украинских предприятиях уже достаточно хорошее, ведь люди за 20 лет уже успели и образование получить, и поработать за границей достаточно успешно. Доступность инвестиций же, как она утверждает, остается слабой, потому что финансовая система Украины не развита а внешние инвестиции плохо идут в силу крайне негативных политических факторов.
«Ни при каком внешнем сальдо торговли высшие чиновники на отечественные машины не пересядут в силу того, что для них мерседесы куда более отечественные машины. Это как в том анекдоте, когда новый русский съездил в США: «У них там даже наши баксы ходят». И когда наш управленец выезжает в Германию и видит мерседес, наверно, у него такое же мнение — «у них там наши мерседесы ездят»», - шутит Ксения Ляпина. - Тут только один рецепт — менять персонал».
Зам. главы ВО «Свобода» по политическим вопросам, депутат Киевского облсовета Андрей Мохнык считает очевидным тот факт, что «сегодня антиукраинская власть паразитирует и на украинской нации, и на тех ресурсах, которые принадлежат украинской нации. Вместо того, чтобы стимулировать развитие отечественного производства, которое является конкурентоспособным, власть работает с иностранными производителями, зарабатывая на огромных откатах». Андрей Мохнык корнем проблемы считает коррупционную составляющую: «Если эксперты говорят о том, что из 10 млрд. долл., потраченных на Евро-2012, пять пошли в карманы чиновников, то этим и объясняется, почему не закупается отечественное оборудование и техника — потому что тогда невозможна будет коррупционная составляющая».
Господин Мохнык уверен в том, что государство должно закупать продукцию отечественных производителей, потому что так стимулируется развитие отечественного рынка: «Но украинская власть относится к украинской нации как оккупационная администрация. Она не только в гуманитарной сфере проводит украинофобскую политику, но и в социальной, и в экономической сфере».
Народный избранник отметил ряд отраслей, в которых Украина является конкурентоспособной, но олигархическая система мешает их развитию: «У нас есть достижения в военно-промышленном комплексе. И то, что сегодня власть пытается продать за копейки олигархам завод им. Малышева, свидетельствует о том, что наши танки еще конкурентоспособны. Кроме того, у нас есть самолетостроение, космическая отрасль. Также наши программисты ценятся во всем мире, кроме собственной страны. Мы можем говорить и о продукции агропромышленного комплекса, учитывая, что это экологически безопасные продукты. Недаром сегодня половина олигархов из Украины, которые представлены в Топ-100, сделали свои капиталы на агропромышленном бизнесе. У нас есть много отраслей, которые мы могли бы развивать, но коррупция мешает этому развитию».
Писатель и журналист Олесь Бузина во многом согласен с предыдущим комментатором, считая власть Украины чужой для своего народа и своего производителя: «Они покупают иностранные поезда, самолеты, гречку, потому что для них лично это выгодно. Они ничего не делают без шкурной выгоды, они так устроены. Поэтому украинские производители должны сбросить, свергнуть эту мерзкую сальную пленку, которая покрыла Украину».
Отечественным предприятиям, по его мнению, нужно спонсировать отечественных политиков, которые будут отстаивать их интересы: «Нужно вкладывать в защитников своего собственного производства. Таких, как я, например. Я буду защищать и «Мотор Сич», и этот поезд, о котором я хорошо знаю, что он действительно качественный и его надо делать. Нам «Хюндаи» покупать не было необходимости вообще, у нас есть своя аналогичная техника, но более дешевая по цене, чем корейская».
Также Олесь Бузина отметил, что нам вообще не нужно было проводить Евро-2012: «Он был чистым убытком для украинской казны, но принес фантастическую прибыль украинским олигархам, точнее, антиукраинским — это самые обычные упыри, которые сидят на теле Украины. Богдан Хмельницкий перерезал бы им глотки».
Журналист убежден, что Украина имеет огромный экономический потенциал. Мы, по его словам, можем производить ракеты, корабли, военную технику — начиная от пистолетов и патронов и заканчивая транспортными самолетами. Еще Украина может производить и мобильные телефоны: линию, которая стоит в Китае, точно так же просто поставить и в Украине.
«Украинский рабочий стоит дороже, чем китайский, но расстояние от Китая до Украины такое большое, что за счет более дешевой логистики этими телефонами можно завалить и Европу, и Африку. Но этого не делают, потому что наши антиукраинские олигархи столько захапали всего благодаря тому, что наш народ раскрыл варежку с 1991 году и не может вернуть себе то, что ему принадлежит по праву, что им вообще плевать на эту Украину», - возмущен господин Бузина.
Он также поражен тем, что сами олигархи и их прислужники здесь не живут: «Например, Ступка-младший вступил в партию Королевской, получил за это бабло - и уехал в Мексику сниматься в шоу «Последний герой».
Народный депутат Украины (ПР), председатель совета директоров ПАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев провел параллель с Францией, где министра сняли бы с поста, если бы он брал деньги из госбюджета на личные нужды. Эксперт считает очевидным тот факт, что «есть какая-то финансовая заинтересованность у тех, кто дает согласие, и у тех, кто берет деньги из бюджета. Ну это же абсурд, когда министры правительства Украины покупают иностранную технику, хотя такая же производится в Украине».
Вячеслав Богуслаев думает, что для того, чтобы украинская техника пользовалась популярностью у себя на родине и производилась в больших объемах, необходимо, чтобы существовал госзаказ на производство национальной техники. Председатель совета директоров ПАО «Мотор Сич» убежден, что украинские предприятия производят уникальную продукцию, которую покупает Запад, в то время как у нас покупают западный секонд-хенд и видит решение проблемы в том, чтобы «открыть госзаказ на украинский трактор, комбайн, самолет, скоростную электричку. Госзаказ определяют те министры, которые из госбюджета таскают деньги, и они не хотят, чтобы был заказ. Мы же продаем свою продукцию более чем в 100 стран. А получается, как в анекдоте: жена одесского фраера устраивает всю Одессу, а его не устраивает. Вот так и здесь: мы устраиваем весь мир, а наших чиновников из Кабмина мы не устраиваем».
Народный избранник привел примеры того, в чем Украина первая в мире: «Мы лучшие в мире по самолетам - «Руслан» никто не делает и мы не делаем, хотя он востребован — нужно еще 80 «Русланов», «Мрию» никто не делает, и даже если им нарисуют — все равно не сделают. Ан-70 у нас самый лучший в мире по объему кабины и по взлетным характеристикам. Мы наладили производство вертолетов, которые лучшие сегодня по всем характеристикам — поднимались на высоту более 8 км, но это мало кого интересует. Мы делаем мотопилы, а ездит на европейское первенство украинская команда с немецкими пилами. У нас такое правительство, что никому ничего не надо — ну, живем и живем, главное — взять транш у МВФ».
08.10.2012 16:30