...обвешать себя званиями, наградами и дипломами. Иногда под этой горой красивых значков и бумажек их обладатель пытается замаскировать свое сомнительное прошлое.
Так произошло с генеральным директором ЗАО «Научно-производственный центр «Борщаговский химико-фармацевтический завод» Людмилой Безпалько. Одна из якобы самых успешных бизнес-леди Украины в последние годы активно принимает награды и раздает интервью, стараясь при этом не упоминать о том, как нарвалась на конфликт с американскими инвесторами и развалила перспективное производство. Впрочем, факты – вещь упрямая.
А факты таковы, что в 1994 году, в сложный для молодого государства период Безпалько решила, что Борщаговский химфармазвод вполне может справиться со смутными временами, убедила в этом коллектив предприятия и сделала его самостоятельным юридическим лицом. Чтобы предприятие смогло выжить на рынке, требовались серьезные инвестиции, и Безпалько удалось привлечь их из США. Инвестором выступила корпорация «R&J Trading International, Inc». Так было создано совместное украино-американское предприятие АОЗТ «Борщаговский химико-фармацевтический завод» (СП АОЗТ БХФЗ), акциями которого поровну владели украинские и американские учредители.
Перспективы у компании были весьма неплохие, ведь американская сторона предоставила для производства фармпрепаратов оборудование и технологии, что делало продукцию завода конкурентоспособной. Предприятие буквально за год наладило выпуск лекарств, которые неплохо продавались. В этот момент у изобретательной Людмилы Васильевны родилась неплохая мысль – пора прекращать делиться с партнерами из США.
Для этого по ее инициативе в 1995 году была создана компания с очень похожим названием ООО «Научно-производственный центр «Борщаговский химфармзавод» (ООО НПЦ БХФЗ) с уставным фондом 1 млн долларов. После чего Безпалько организовывает незаконную эмиссию акций СП, не уведомив об этом американских партнеров. Таким образом, доля «R&J Trading International, Inc» в СП резко уменьшается, а образовавшийся в результате эмиссии пакет акций скупает ООО НПЦ БХФЗ.
Но откуда за столь короткий срок у Людмилы Васильевны появляется столь крупная сумма, позволяющая выкупить акции СП? Все дело в том, что она, опять-таки без ведома американской стороны, начислила и выплатила себе дивиденды от деятельности совместного предприятия. Ровно необходимую сумму.
Естественно, что после всех этих манипуляций СП обанкротилось, что дало Безпалько возможность взять под контроль мощную фармкомпанию и перевести ее активы на баланс ООО НПЦ БХФЗ. При этом договор о передаче имущества был составлен с не меньшими нарушениями – документ оформили задним числом. Кроме того, учредители подписали липовый протокол о собрании акционеров предприятия. В протоколе акционеры якобы давали согласие продлить полномочия украинских представителей в правлении СП. Американская сторона на этом собрании не присутствовала. А вот подпись от ее имени на протоколе есть. Позднее выяснилось, что подпись эта была подделана.
Чтобы добить СП, в самом начале 1997 года в прокуратуру обратились некие лица, которые подали иск о признании устава компании недействительным. Видимо, для отвода глаз дело мусолили почти два года. Но в итоге иск был удовлетворен. И только в этот момент американская «R&J Trading International, Inc» узнала, что потеряла предприятие. Естественно, американцы не стали терпеть подобное беззаконие и обратились за справедливостью в Высший арбитражный суд Украины. Назревал крупный международный скандал, который мог нанести серьезный удар по имиджу нашего государства и очень негативно повлиять на инвестиционный климат. Но суд все же принял ожидаемое американцами решение, и полностью аннулировал махинации Безпалько. СП вернули его изначальный устав и статус.
Вместе с тем, дело дошло до американских политиков и дипломатов. Скандал обсуждался на уровне комиссии «Кучма-Гор», в которую входили тогдашний президент Украины Леонид Кучма и вице-президент США Альберт Гор. Под давлением американской стороны глава украинского государства поручил разобраться в ситуации секретарю Совета национальной безопасности и обороны Евгению Марчуку. Это решение оказалось несколько опрометчивым, поскольку Марчук в это самое время пытался пробиться в большую политику, и был крайне заинтересован в дополнительных средствах на агитационную кампанию. О том, откуда он их взял, косвенно можно судить по тому факту, что Людмила Безпалько оказалась на четвертом месте в списке блока «Евгений Марчук – Єдність».
Впрочем, политическая карьера Людмилы Васильевны, в отличие от бизнеса, не задалась. На самом ее старте против начинающего политика были заведены уголовные дела по нелицеприятным фактам нарушения порядка выпуска ценных бумаг и вымоганию взятки. Личностью бизнес-леди, которая попыталась обмануть американских инвесторов, заинтересовался даже Интерпол. Но Безпалько очень удачно продала свою долю в НПЦ БХФЗ общине города Киева, после чего все дела против нее, несмотря на серьезность обвинений, были загадочным образом закрыты.
Весы украинской Фемиды явно начали клониться в сторону Безпалько. Поэтому она отважилась на попытку вернуть себе присвоенное и обратилась все в тот же Высший арбитражный суд Украины с просьбой о пересмотре своего дела. В качестве доказательств были придуманы новые обстоятельства. В июле 2000 года совместное предприятие снова было признано банкротом и вернулось в собственность Людмилы Безпалько.
И вот, спустя значительное количество времени, когда все перипетии дела Борщаговского химфармзавода подзабылись, репутация Людмилы Васильевны вновь начала «очищаться» усилиями пиар-менеджеров. Так, одно из авторитетных украинских изданий надело символическую «корону» за успех в бизнесе и активную социальную позицию. Бизнес-леди занимается благотворительностью, с радостью принимает награды и регулярно попадает в списки самых успешных предпринимателей страны. А конфликт с американскими партнерами так и остается неулаженным. До сих пор.
11.11.2012 09:30