"Цветы среди цветов"
19.10.2013 10:00
... литовского фотографа Римантаса Дихавичюса (лит. Rimantas Dichavičius), посвящённых женской красоте в её природной целостности и естественности.




Римантас Дихавичюс — фотограф и прирожденный романтик. Именно романтический налет и помог ему стать первым фотохудожником, выпустившим в Советском Союзе издание, прославляющее женскую красоту. Авторский альбом назывался «Цветы среди цветов» и был представлен на международной книжной ярмарке в Москве в 1987 году. Сборник произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Римантас Дихавичюс вспоминает: «Была тотальная цензура. Эта тема была запрещена, и ни одна западная книга такая не попала на ярмарку, ни одна. И вдруг — на советском стенде, на литовском... Потом эту книгу даже забрали вовнутрь, потому что стенд бы посетители снесли. Ревнители строгих нравов на меня не нападали. Просто было удивление — не до критики».

Иностранные эксперты удивлялись: откуда мог появиться такой высокий уровень мастерства в стране, где фотографии в жанре «ню» были 70 лет под запретом?

Римантас Дихавичюс не задумывался об этом. Он просто делал поэтичные, высококлассные фотографии ускользающей красоты. Не она, говорил фотограф, спасет мир, а мы сегодня должны спасать красоту.




«Сегодня надо спасать саму красоту, она не востребована. Этим надо дорожить, это надо передать другим. Вот тогда красота начинает спасать. Этот идеал рассыпан в людях».

Римантас Дихавичюс вспоминает: «После выставки было много заказов, китайцы захотели купить «хотя бы» миллион экземпляров для узкого круга специалистов. Мы были старшим братом тогда для них, и если старший брат позволяет...»




Книга переиздавалась четыре раза. А из фотографий, вошедших в альбомы была организована выставка, которая проходила в Центральном доме журналиста.


Просматривая фотографии альбома, у зрителя создается впечатление, что фотограф сделал это на одном дыхании: одним прекрасным летом он где-то бегал по пескам, увидел красоту и запечатлел ее. «На самом деле я над ней очень долго работал, многие годы: сам делал фотографии, сам печатал, сам макет делал, сам текст написал».







Он многие годы ходил по грани между фотографией и графикой. Он не мог чётко определить для себя приоритетное направление, углубиться во что-то одно. Именно поэтому в его творчестве со временем возникает некий симбиотический союз этих направлений изобразительного искусства – некие графико-фоторафические коллажи, в содержании которых, опять же, происходит тонкая игра с простотой, сдержанностью формы и цвета, как это мы наблюдаем в альбоме «Цветы среди цветов».







Но всему приходит конец. Эпоха скромности и тихой нежной красоты, показанная в фотоальбоме «Цветы среди цветов», словно выхваченной взглядом повседневности из многих кадров менее ценных, но всё же близких и родных, веющих домом и родиной, осталась позади. Сам Римантас Дихавичюс с ужасом и отвращением смотрел на расширяющийся бизнес эротической фотографии, на стирание границ между трогательным эротизмом и порнографической пошлой откровенностью, и его желание оставить фотоискусство выросло в отчётливое решение. «Святая тема стала примитивным товаром. Хочу из этой сферы выйти».

Он оставил потомкам богатое наследие фотоискусства высокого уровня, его альбомы: «Цветы среди цветов», «Видения», «Северная Осетия-Алания», - .останутся своеобразными напоминаниями о том, какой невинной и чистой по-сути может быть эротическое фото.


Издание Римантаса Дихавичюса «Цветы среди цветов» до сих пор считается образцом фотоискусства высочайшего класса.