«Одним из способов выхода на музыкальные рынки является Москва»
09.03.2014 09:00
Почему украинская популярная музыка ориентирована на Россию, почему победители украинских талант-шоу пропадают из поля зрения и что должен сделать артист, чтобы стать звездой, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал продюсер народной артистки Украины Таисии Повалий Игорь Лихута.

Новости Украины - From-UA: - Игорь, скажите, что, по Вашему мнению, сегодня представляет из себя украинская поп-музыка?

Игорь Лихута: - По моему мнению, украинская поп-музыка занимает очень сильные позиции, как минимум, на постсоветском пространстве, и довольно неплохие позиции в восточно-европейских странах. Конечно, сложно сравнить качество украинской поп-музыки (качество записи, т.н. продакшн) со шведами, с немцами, даже с испанцами, которых я довольно часто слушаю, находясь в Испании.

Но если брать постсоветский рынок и уровень музыкальной культуры, то украинская популярная музыка занимает там одно из ведущих мест. Конечно, есть российский шоу-бизнес, который, с моей точки зрения, занимает лидирующую позицию, причем с очень большим отрывом, но украинская популярная музыка, если брать постсоветское пространство, на втором месте, а вот кто на третьем — я просто затрудняюсь сказать.

Новости Украины - From-UA: - А на какую аудиторию ориентирована украинская популярная музыка?

Игорь Лихута: - Нельзя сказать в общем, на какую аудиторию. У каждого исполнителя есть своя аудитория. На кого рассчитаны песни Павла Зиброва, Виталия Билоножко и Иво Бобула? На кого рассчитаны песни Потапа и Насти? На кого, в конце концов, рассчитаны песни Таисии Повалий, Ирины Билык и т.д.?

То есть у каждого артиста есть своя возрастная аудитория, и каждый продюсер или же артист, который не имеет продюсера, но который выходит на музыкальный рынок, изначально для себя решает сам, на какую возрастную аудиторию будут рассчитаны его песни, точно так же, как это делают компании, которые выпускают одежду, обувь, машины и т.д. Если человек правильно нашел свою нишу, то, как правило, его ожидает успех, при условии, что он делает качественную продукцию.

Новости Украины - From-UA: ¬- На украинской эстраде наблюдается тенденция ориентирования на Россию. Наши артисты стремятся исполнять песни на русском языке для того, чтобы охватить большую аудиторию. Почему, тогда не по-английски?

Игорь Лихута: - Ответ лежит на поверхности. Он прост, с моей точки зрения. Дело в том, что если люди хотят стать «звездами», то Москва на сегодняшний день — это один из мировых, культурных центров. Наши соседи имеют очень серьезные медиа. Россия является одним из крупнейших геополитических игроков. Я думаю, что вы сами не раз убеждались, находясь в гостиницах Турции или Египта, Испании, Германии, Америки, что там обязательно есть русские каналы. Вы видели там украинские каналы, белорусские, грузинские, молдавские? Нет.

Поэтому для того, чтобы тебя увидело, услышало и, дай Бог, полюбило огромное количество людей — слушателей, зрителей, читателей, то одним из способов максимально быстрого выхода на другие музыкальные рынки, стартовой информационной площадкой является именно Москва.


Новости Украины - From-UA: - А как Вы бы могли оценить украинскую аудиторию?

Игорь Лихута: - Украинская публика всегда чувствует фальшь. Её не обманешь. Если артист работает искренне и честно, то люди отблагодарят его полными залами и бурными овациями! В то же время, мы – огромная страна, и, я думаю, со мной никто не будет спорить, что недостатка талантов у нас нет. Поэтому, и зритель наш очень требователен, особенно к своим же, украинским исполнителям. Если артист не искренен или неопытен, или где-то дал слабинку, то будьте уверенны, что зритель это обязательно заметит. Об этом нужно помнить всегда. Публика тяжело прощает ошибки.

Новости Украины - From-UA: - Игорь, насколько, по Вашему мнению, украинская аудитория прихотлива в музыкальном плане?

Игорь Лихута: - Любая аудитория, и украинская в том числе, наверно, чувствует на подкорке — хороший это продукт или плохой. Это может быть любая музыка, я сейчас не говорю о вкусах. Кому-то нравится шансон, кому-то джаз, классика, украинская народная, кому-то русский рок. Но если эта качественная и профессионально сделанная музыка не несет агрессии, не создаёт какого-то конфликтного состояния, мне кажется, такая музыка будет нравиться нашему зрителю, тем более что украинские артисты составляют на сегодняшний день костяк эстрады постсоветского пространства.

Новости Украины - From-UA: - Есть ли действительно качественная, на хорошем уровне и по исполнению, и по тексту, и по музыке украинская поп-музыка?

Игорь Лихута: - Конечно есть, и очень много. Лично мне очень симпатична группа «Бум-Бокс». Очень близка музыка, качество текстов, записи. Эту группу, насколько я знаю, любят не только в Украине. Мне нравится Тина Кароль, ее владение голосом. Мне нравится молодая, но очень яркая певица Мила Нитич, у нее очень сильный голос. Ее продюсер – мой товарищ Владимир Бебешко, с которым мы много работали и работаем. То есть молодежь у нас очень талантливая.

На самом деле, очень важно, чтобы артист очень жестко, без сантиментов подходил к тому, что делает, очень требовательно выбирал тексты, музыку, аранжировки, постоянно сомневался, а все ли он сделал, может быть, что-то надо подправить? Например, трек Майкла Джексона «Триллер», который буквально взорвал весь мир, сводили (когда ты выставляешь на определенном балансе инструменты, вокал, частоты и т.д.) более 120 раз! А у нас быстренько подкрутив 5-10 минут – говорят: да нормально! Вот это «нормально» надо забыть!!!! Должно быть просто мега, должно быть очень качественно. И к этому надо соответственно относиться.


Новости Украины - From-UA: - Но, Игорь, исполнители, которых Вы перечислили, в последнее время все больше поют на русском.

Игорь Лихута: - Насколько я знаю, «Бум-бокс» поет только на украинском, точно так же, как и «Океан Эльзы», и «ВВ». Да, попадаются некоторые треки, которые они поют на русском языке, но, наверно, потому, что этого требует специфика данного произведения. Но в основном та же группа «Бум-бокс» – это исключительно украиноязычная группа.

Я, честно говоря, не слежу за тем, кто на каком языке поет. Сегодня, нам, к огромному сожалению, найти качественный украинский материал ооочееень тяжело! Нет новых Ивасюков, Мозговых, Билашей, Покладов… Ну нет! Плюс песня на русском получит более широкую аудиторию. Поэтому пока вот так.

Новости Украины - From-UA: - В последнее время все большую популярность приобретают различные талант-шоу, в том числе и вокальные. Они просто ради шоу или все-таки в какой-то степени направлены на пополнение рядов украинских исполнителей?

Игорь Лихута: - Эти талант-шоу пошли из Запада. Это, соответственно, голландские и английские продукты. Мы просто покупаем лицензии на данные программы, платим за это деньги и заполняем свой телевизионный эфир для того, чтобы получить определенные рейтинги и чтобы людей занять какими-то программами.

Я выскажу свое субъективное мнение: такие талант-шоу просто калечат психику этих ребят, особенно детей! На одном из каналов было шоу «Голос страны — дети». Оно, конечно, смотрится очень трогательно, но никто не заглядывал в душу этого ребеночка, которому 9-10 лет, когда он вылетает в четвертьфинале, в полуфинале. И как ему объяснить, что он спел не хуже (а может быть, и лучше), чем его соперник, который прошел! Это травмирует психику не только детей, но и взрослых ребят, которые приходят, и воспитывает в молодых артистах ощущение того, что не надо заканчивать музыкальную школу, училище, консерваторию, не надо получать музыкальное образование — «я просто неплохо пою, я приду и всех порву».

А как тогда быть медиками без образования? Как вести самолет без образования? ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ НАДО УЧИТЬСЯ!!! К сожалению, сейчас мы не можем объяснить детям, что это надо делать обязательно. Потому что мы смотрим телевизор, а там поет мальчик, у которого от природы неплохой голос, симпатичная мордашка, обаяние, какая-то харизма — и он побеждает! А дети думают: я точно так же могу, зачем мне учиться, если я могу просто так выйти, спеть и стать звездой?!


Новости Украины - From-UA: - Особенно когда люди со специальным образованием не проходят дальше.

Игорь Лихута: - Совершенно верно. А когда человек побеждает и чувствует себя звездой, его знает вся страна, у него появляется фан-клуб — а что дальше? Проходит время — и о нем забывают. Вы представляете, какой это ужас для него!?

Новости Украины - From-UA: - А почему так происходит?

Игорь Лихута: - А почему солнце заходит вечером и выходит луна? Да потому что есть определенные законы бытия. Show must go on — шоу должно продолжаться, но то, которое было, оно закончилось, и должно начаться новое шоу. Поэтому ты — отработанный материал, спасибо, до свидания, сейчас мы будем создавать нового героя.

Новости Украины - From-UA: - То есть получается, что ими уже некому заниматься, потому что все уже заняты новыми проектами?

Игорь Лихута: - Да, это отыгранная пластинка, это отработанный материал. Но, опять-таки, я хочу повториться: это мое личное, субъективное мнение. Это шоу, это телевизор, в лучах прожекторов тебя показывают, ты — супер. Но когда выключается свет, камеры, снимаются костюмы, смывается макияж, и ты выходишь на улицу — начинается новая жизнь. А она совсем другая — с другими законами, с другими жанрами и с другой реальностью.

Новости Украины - From-UA: - А бывает ли так, что человек показал себя на таком шоу хорошо, никуда не прошел, но на него обратили внимание и с ним стали работать?

Игорь Лихута: - Вы знаете, может, такое и было где-то, но лично я о таких ярких случаях не слыхал. С моей точки зрения, очень хороший и качественный толчок в карьере могут дать вокальные конкурсы и фестивали. Например, «Новая волна» в Юрмале. Я считаю, что это очень хорошая площадка для того, чтобы о себе заявить и получить хороший старт в карьере.

Тая (Таисия Повалий — Ред.) ездила по разным конкурсам и фестивалям, раньше ведь не было такого количества эфиров на ТВ, FM-радиостанций. В 1991 году она победила на конкурсе «Новые имена» в Москве, потом в 1993 году на конкурсе имени В. Ивасюка и «Славянский базар» в Витебске. Только после этого о Таисии узнали в Украине, и на всём постсоветском пространстве. Благодаря тому, что она победила, ее песни, ее имя звучали на всех радиостанциях, на всех телеканалах и т.д.


А тут эти талант-шоу показывают, их смотрит вся страна, то есть за месяц-два ты становишься временной звездой, и все хотят ею стать! Как-то раз мы смотрели один музыкальный канал не в Украине (ждали самолета), и я сказал: «Посмотри, какие наряды превалируют у этих артисток». Эти платья-костюмы называются НИЖНЕЕ БЕЛЬЁ — трусы (СТРИНГИ), бюстгальтеры, чулки (КОЛГОТКИ). Никто не говорит: ребята, давайте сначала научимся петь, чтобы это было профессионально, качественно, чтобы вы передавали эмоцию, душу, в конце концов! В нашей славянской песне самое главное — это ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ДУША, а потом уже одежда (или отсутствие таковой) и все остальное. А у нас сначала разделся, а потом компьютер за тебя все сделал!

Новости Украины - From-UA: - Что стоит делать, на что обращать внимание для того, чтобы украинская поп-музыка заняла достойное место в мировой музыке?

Игорь Лихута: - Хочу вернуться к законам бытия, о которых я уже упоминал. Вспомните 70-80-е годы, когда мега-успешной была итальянская эстрада. Вспомните конец 90-х – начало 2000-х, когда со всех утюгов звучали турецкие исполнители. Вспомните 2000-е, когда расцвела современная латиноамериканская поп-музыка. Мы должны понимать, что все это в первую очередь тренды. Один тренд держится на вершине дольше, другой меньше, но, не создав его, о какой-то «вселенской» любви говорить не приходится.

А вот для того, чтобы этот ажиотаж возник, нужна идея. Нужен яркий выстрел. Что это может быть? Национальная самобытность? Возможно. Какие-то новые веянья в аранжировке или мелодике? Почему нет. Просто невероятно красивые люди с шикарными голосами? Отлично! Главное, чтобы сработало, зацепило. Нужно искать, нужно пробовать, нужно много и качественно работать и предлагать, предлагать, предлагать, пока, наконец, не случится этот самый выстрел. А когда что-то получается не останавливаться и предлагать аудитории новый и новый качественный материал.

Но для начала нужно научиться работать так, как этого требует та или иная публика.

Нужно понимать, что такое мировая музыка. Если вы сейчас откроете чарты США или Европы, то вы увидите одни музыкальные тенденции, имена. Если же вы заглянете в хит-парады, например Японии или Китая — я вам гарантирую, в лучшем случае вы увидите 5% знакомых имен. Исполнителей, которых можно назвать мировыми звездами на самом деле не так уж много и для того, чтобы стать такими, у них ушли даже не годы, часто десятилетия.

Поэтому артисту, для начала, нужно определиться, на какой именно музыкальный рынок он хочет попасть: Европа, Азия, Латинская Америка, США и т д. Все и сразу бывает только в сказке. Нужно ставить реальные задачи. И далее уже начинать работу. А работа эта заключается в изучении рынка: нужно понять, как именно вы должны петь, чтобы вас приняли как своего. Прежде, чем начать работу нужно вникнуть в особенности, например, американской или французской вокальной школы. Докопаться до той исполнительской изюминки, без которой публика не захочет вас слушать. Тоже касается и того, как должна звучать ваша музыка, как должно выглядеть ваше шоу, вплоть до того, как должен выглядеть и даже думать сам исполнитель!

Новости Украины - From-UA: - В наших реалиях спрос в музыке рождает предложение или наоборот? Артисты исполняют то, что люди хотят слышать, или артисты формируют то, что люди хотят слышать?

Игорь Лихута: - Безусловно, просчитывая определенные моменты, артисты заполняют те ниши, которые пустуют и у которых есть довольно большая аудитория. Я думаю, что артист не имеет права полностью «ложиться» под вкус зрителя или слушателя, но в то же время надо пройти большой временной период, чтобы зрителя воспитать.


Но он, зритель, говорит: «Нет-нет-нет, мы хотим сегодня, нет-нет-нет, мы хотим сейчас». Поэтому если артист хочет стать звездой, то, просчитав все нюансы, он обязан выпустить продукт, который должен максимально быстро завладеть массами. И если этот продукт понравится, то артист станет успешным, как, например, стало с Потапом и Настей, с Веркой Сердючкой , которого я искренне люблю и уважаю. Константина Меладзе и Игоря Крутого я называю Чайковскими 21-го столетия. Они пишут потрясающие мелодии, настоящие хиты, яркие песни. И чем больше будет таких композиторов, тем будет только лучше.

Александра Чистилина
Новости Украины – From-UA