Еще один республиканский слон в посудной лавке политики – так можно охарактеризовать дебют президента США Дональда Трампа на международной арене. Оставив в глубоком недоумении старуху-Европу, он решил продемонстрировать России и Китаю, что Америка по-прежнему остается самой главной страной на планете Земля. Но получилось это несколько неубедительно…
Американское политическое болото
Целых сто лет президенты-республиканцы США воздерживались от втягивания своей страны в большие затяжные конфликты, предпочитая издалека грозить врагам Америки большой дубинкой. Поэтому в Первую мировую США вступили под командованием демократа Вудро Вильсона - он же организовал вторжение войск США в Мексику (1916) и Советскую Россию (1918), к войне с Японией, а заодно и Германией Америку привел демократ Франклин Рузвельт. В Корейскую войну вступил демократ Трумэн (и вышел из неё республиканец Эйзенхауэр), Карибский кризис устроил демократ Кеннеди, а во Вьетнамскую войну американцев затащил демократ Линдон Джонсон (и вытащил республиканец Джеральд Форд).
Неожиданную воинственность проявил только Джордж Буш-старший: в конце 1989-го он осуществил вторжение в Панаму (чтобы свергнуть президента Норьегу, грозившего национализировать Панамский канал), а в 1990-91 впервые со времен Корейской войны собрал международную коалицию для освобождения Кувейта от войск Ирака. Впрочем, у Буша-старшего хватило ума остановить войска на границе с Ираком и втягивать Америку и союзников в бесконечную восточную войну.
Его сыну Джорджу Бушу-младшему мудрости отца недоставало. Поэтому в ответ на теракт 11 сентября (родившего множество вопросов, оставшихся без ответа) он начал вторжение в Афганистан, а потом быстро придумал предлог для войны с Ираком - втянув Америку в многолетний бессмысленный конфликт. Но хуже всего, что в результате этих необдуманных действий Ирак (а теперь и часть Сирии) превратился в территорию исламистских «халифатов», представляющих для окружающего мира куда большую угрозу, чем «Талибан». Впрочем, а вина ли в этом одного Буша?
Существует мнение, что на «восточные войны» его толкнули оппоненты-демократы. Стоит вспомнить, что весной-летом 2001 года Джордж Буш начинал как энергичный реформатор – по крайней мере, он озвучивал свои намерения и даже предложил Конгрессу несколько проектов. Среди них выделялись масштабное сокращение налогов, которое компенсировалось сокращением раздутых «попередниками» расходов бюджета, и реформирование программы «Medicare». Да-да, те же самые главные пункты реформ, которыми размахивал на выборах Дональд Трамп! И думается, что ими же будет размахивать и следующий кандидат-республиканец.
Тогда, в 2001-м, реформаторские инициативы Буша-младшего были заблокированы демократами, и не только в Конгрессе. Очень много демократов оставалось во всех структурах федеральной власти - особенно т.н. «молодых специалистов», которые пришли туда в 90-е по «клинтоновскому призыву». И тут важно подчеркнуть, что эти клинтоновские кадры отбирались не столько по возрасту, сколько по убеждениям – это были категорические непримиримые либералы. Адвокаты «цветной Америки» и защитники ЛГБТ, миссионеры «политкорректности», распределители раздутой социальной системы, задавшиеся целью нести всему миру «свободу» в виде «цветных революций», а также авторы международных исламистских движений.
Действительно, ведь это при демократе Клинтоне появились «Аль-Каида» и «Талибан», а при демократе Обаме появился ИГИЛ – и, как минимум, политика Госдепа демократов была прямой причиной их возникновения. И есть мнение, что ИГИЛ, равно как и украинские национал-радикалы, появились вовсе не как побочный продукт неудачных политических экспериментов, а как часть большого замысла. Неудачное сравнение? Вовсе нет: разница между ними лишь в том, что одни носят бороды и тюрбаны, а другие оселедцы и вышиванки. Но в обоих случаях кому-то было выгодно, чтобы политические потрясения вызвали рождение гротескной воинственной силы, пугающей своих соседей.
Разумеется, за демократами стояли еще и интересы определенных кругов. В американской политике всё как в украинской: за толпами шумящих активистов и рубящими воздух конгрессменами стоят олигархи и «семьи», корпорации и картели. И они давят на президента не только публично, но и сотнями рычагов скрытого влияния: через финансовые и государственные учреждения, через манипуляцию общественным мнением, через правоохранительные органы и суды, через различные провокации и инсинуации. В итоге демократы в 2001 году победили Буша-младшего: его внутриамериканские реформы были сорваны, а вместо этого его увлекли войной с «международным терроризмом». Которая оказалась бесконечной, потому что на месте одних злодеев появлялись другие, еще более опасные.
И вот теперь ситуация повторяется. Еще в январе-феврале нынешнего года Дональд Трамп был полон энергии и жаждал начать всеобъемлющие реформы США. Но ему надавали по рукам еще быстрее, чем Джорджу Бушу-младшему. Трамп уже отступился от реформирования ««Medicare», его программа сокращения налогов и бюджетных расходов оказалась куда скромнее чем у Буша-младшего в 2001-м, под давлением обвинений и упреков он уже сменил несколько человек из скорей команды - чего никогда не делал незадачливый Буш. И, вместо того, чтобы разгребать болото американской политики, а также выстраивать новые отношения с Европой, Россией и Китаем, Трамп вдруг тоже захотел повоевать. Хотя еще недавно, в своей предвыборной программе, выступал против участия США в заокеанских конфликтах.
Человек, который опоздал
Еще одно сравнение с Бушем-младшим будет пока что не в пользу Трампа. Когда в 2001-м году американский президент расчехлил свой «кольт» и объявил войну «мировому терроризму», то это была совершенно новая тема и для США, и для всего мира. Возможно, поэтому мир и поддержал тогда Буша с вторжением в Афганистан. Вот уже потом маниакальное желание превзойти отца и ворваться в Ирак (на самом деле – совершить ошибку, от которой Буш-старший отказался) не было поддержано американскими союзниками по НАТО, и то был первый серьезный политический раскол между Старым и Новым Светом со времен Второй мировой войны.
Что сейчас творит Трамп? Он наносит ракетный удар по правительственным войскам Асада - на пятый год затянувшейся гражданской войны в Сирии. Не будем рассматривать предлог – он липовый, никто даже не представил серьезных доказательств, что там действительно было химическое оружие (иприт, зарин), а не емкость с промышленным хлором или даже просто дымовая завеса провокационной инсинуации. Нужен был повод – его тут же нашли, ткнули пальцем в первое ЧП и заявили что это химическое оружие Асада. Но дело не в поводе, дело в ударе. Повторим: Трамп решил нанести удар по Асаду на пятый год сирийского конфликта, когда эта тема уже давно изрядно надоела всем. Таких глупостей даже Буш не делал!
Что этим добилась Америка? С военной точки зрения ровным счетом ничего. А с политической Вашингтон не просто подбросил большую охапку дров в уже загасавший костер сирийского конфликта, но и сделал это назло Москве. Дональд Трамп прекрасно знает, что Асад находится под прямым покровительством Путина, и что прямой удар американских вооруженных сил по сирийской армии – это демонстративный вызов Путину, можно даже сказать, просто пощечина. Да, в Кремле могут сколько угодно ерничать над американцами, выдумывать, что большая часть «томогавков» не долетела до цели, что вооружение Пентагона – древний хлам по сравнению с фантастическим оружием российских «космических сил», но это всё равно не изменит факта обстрела сирийских войск ракетами американского флота.
Есть мнение, что Трамп сделал это в качестве мести за несколько месяцев российских бомбардировок сил антиасадовской коалиции (сирийской оппозиции), находящейся под прямым политическим покровительством США и Европы. Мол, Путин полгода бомбил наших «сукиных детей» - а мы теперь ударим по его «сукиному сыну», для баланса, для восстановления американского авторитета. Что ж, такое пояснение вполне реально, в силу отсутствия иных внятных причин столь неординарного поступка Трампа. Но вот интересно, кто же ему нашептал на ухо эту идею? Говорят, что дочь Иванка. А может демократы, которым выгодно отвлечь Трампа от внутриамериканских проблем? А главное, как этот поступок выглядит на фоне его обещаний нормализовать отношения с Россией?
Не успела осесть пыль после удара «томагавков», как Трамп отдал приказ направить к берегам КНДР авианосную группу – попугать вождя и учителя всех чучхе Ким Чен Ына, за то, что тот продолжает испытания баллистических ракет. Опять же, сильно опоздав с этим, потому что Северная Корея вот уже несколько лет как является ракетно-ядерной державой.
Поэтому Ким Чен Ын «агрессивных планов американских милитаристов» не испугался, и назло Трампу решил устраивать такие испытания каждую еженедельными. Говорят, для этого в небо будет выпущен весь запас старых ракет, которых все равно пришлось бы как-то утилизировать. Правда, старые они лишь условно - выпуска 90-х годов, то есть новее большей части российского и американского арсенала, но уже заменяются более совершенными. КНДР нынче не та, что при Киме-втором (Ким Чен Ире), траву там уже с голоду не едят, и старые грузовики на дровах не ездят: эпоха жуткого экономического кризиса прошла, причем как раз в ту эпоху и было создано ядерное и ракетное оружие Северной Кореи. А вот Украина свои кризисные 90-е профукала напрасно и бесплодно.
И вот тут Трамп и осекся. Впрочем, не потому что сам испугался «тепходонов», а потому что Китай подтвердил своё политическое опекунство над КНДР, которое он не собирается уступать даже ценной ухудшения отношений с США. Собственно говоря, в Пекине заседают люди просветленные мудростью тысячелетий (это вам не украинское правительство), и они просто не хотят идти на политические уступки США из принципа. Не дают свободу Тибету, не освобождают китайских диссидентов, и не признают Тайвань. Время от времени новые американские президенты пытаются проверить Поднебесную на политическую прочность, а её лидеры привычно реагируют на выходки «иностранных дьяволов» каменным выражением лиц и военными парадами НАОК.
Попытка Трампа предложить Китаю новые экономические условия в обмен на отказ от защиты КНДР ни к чему не привела. Китай – не Украина, и его на такую мякину не проведешь. Во-первых, китайцы готовы делать обмен только экономическими уступками, ни в коем случае не допуская американского вмешательства в китайскую политику. И это у них успешно получается вот уже более 30 лет: в стране полные тюрьмы диссидентов-демократов, а в Китай все равно идут сотни миллиардов иностранных инвестиций! Во-вторых, КНДР нужна Китаю не только как память: в силу своей специфики она играет для Пекина роль его злобного питбуля. Сам Китай не может прямо угрожать ядерной войной тем же Штатам, зато это делает Северная Корея. А Пекин лишь приговаривает: а вы его не трогайте, а то возьмет и укусит!
Третий фронт
Единственное, что мог получить Трамп из бессмысленной «корейской авантюры» - это повод для ухудшения экономических отношений с Китаем. Впрочем, в Пекине хорошо осведомлены о том, что Трамп обещал сделать это в любом случае, чтобы поддержать американских производителей. И мудрое китайское руководство, в отличие от украинского, не будет хватать Трампа за полы пиджака и умолять, не станет обсуждать условия и сроки выполнения американских хотелок, а постарается сделать так, чтобы эта реформа Трампа провалилась – а еще лучше вообще не началась.
Как это сделать? Точно так же, как успешно проваливали все реформы американских президентов: создавать препятствия на пути их выполнения, и всячески отвлекать внимание другими темами. Конечно, не стоит преувеличивать возможности китайских Штирлицев в Вашингтоне, однако у Китая в этом деле есть хороший ситуативный союзник – это американские демократы. Они тоже заинтересованы в неудаче Трампа, причем еще больше, чем в демократии в КНДР!
Вопрос в том, как именно и на что будут отвлекать внимание Трампа. То, что удар по Сирии и маневрирование авианосца у берегов КНДР это лишь политический реслинг, совершенно понятно. Вопрос в том, где Трампу организуют новую победную и затяжную войну, чтобы занять его внимание на ближайшие три года? То, что он клюнет на такую «подставу», уже можно не сомневаться – Трамп показал, что сам ищет конфликта, правда только небольшого, безопасного для Америки. Что ж, ему такой и устроят!
Это значит, что из списка возможных целей США выпадают ядерные КНДР и Иран. Афганистан уже давно никому не интересен, оттуда новости приходят реже, чем из Антарктиды. Большое вторжение в Сирию без договоренности с Москвой вызовет серьезный политический кризис, а уговорить Путина «слить» Асада пока так и не удалось. Вполне вероятно, что место новой локальной войны станет сюрпризом - и остается лишь надеется, что это будет не Украина.
Если вы считаете, что это бред, вздор и «провокация Кремля», что в Украине нет для этого никаких предпосылок, то представьте себе типичный сценарий начала подобных конфликтов: проамериканское правительство «свободы и демократии» неожиданно свергают радикалы, потрясающие оружием и объявляющие какую-то «священную войну» против всех за свои странные идеи. Так вот радикалы в Украине есть, и они не против свергнуть проамериканское правительство. Может быть, для этого все эти радикальные группировки и взращивают их таинственные могущественные покровители, не позволяющие их разогнать? А долго ли потом «рагулям» внушить идеи борьбы украинской нации против всего мира, включая и Америку? Когда-то и Бен Ладен был типичным проамериканским моджахедом!
Разумеется, вероятность такого сценария крайне мала, да и наличие в Украине нескольких АЭС делает её слишком опасной для «военных игр» - не зря весь мир настаивает на реализации Минского мира. И все же смена первоначально заявленного курса Дональда Трампа очевидна. А это значит, что со временем он может изменить свое мнение и по украинскому вопросу. Вот только в какую сторону?