Президентские выборы 2018 года с большой вероятностью стали для Владимира Путина последними. Ведь даже если в 2024 году он захочет еще раз «временно махнуться местами» с Дмитрием Медведевым, а потом снова пойти в президенты на два срока, то есть сомнения, что он доживет до выборов 2030 года. Да и нужен ли будет во главе России старец в «забрежневском» возрасте? Вот почему основной задачей путинской команды в следующие шесть лет будет поиск его замены.
Операция «Путин-2»
Казалось бы, зачем искать дублера Путина, если существует Дмитрий Медведев, абсолютно лояльный и надежный, уже сыгравший роль российского президента в 2008-2012 г.г.? Но в том то и дело, что Медведев – это лишь тень Путина, без которого она невозможна. Конечно, Медведева можно сделать президентом в 2024-м, и Путин снова будет дергать его за веревочки, находясь на посту премьера, и теоретически так может продолжаться целых два срока подряд (до 2036-го). Но лишь теоретически, потому что Путин – не андроид, он вошел в возраст стремительного старения телом и умом.
Выдержит ли страна еще одного «кремлевского старца»? А если он внезапно «гикнется» посреди президентского срока Медведева, что тот будет делать, чью волю начнет исполнять? Разумеется, что в околопутинском окружении есть и те, кому такой сценарий выгоден, кто хотел бы стать новым Березовским, пристроившимся возле «работающего с айфоном» Медведева. В равной степени им было бы выгодно иметь на посту российского президента еще более слабую и управляемую личность.
Сколько таких людей на верхушке пирамиды российского общества, не скажет никто – ведь они не станут озвучивать свои намерения. Но можно предположить, что немало. Они есть не только среди кремлевской элиты, но и среди других российских кланов, они есть среди олигархов, а также их предостаточно среди т.н. российских прозападных либералов. Впрочем, у либералов в России нет пока что никаких шансов, что красноречиво подтвердили последние выборы. Судя по тому, что эти люди не умеют извлекать уроки из своих ошибок и продолжают уже двадцать лет скакать по граблям, они сами являются очень несамостоятельными фигурами.
Однако слабый и управляемый президент вовсе не отбросит РФ обратно в 90-е, чем регулярно пугают россиян перед выборами. Подобный возврат невозможен по многим причинам, из которых стоит выделить две.
Во-первых, вакханалия всеобщего разграбления 90-х была следствием развала СССР и упразднения социализма, когда все, наплевав на само понятие державы, стремились урвать свой кусок побольше. Во-вторых, сложившаяся при Путине социально-экономическая и социально-политическая система устраивает большинство россиян – как простых людей, как и элиту. Так что им просто невыгодно, чтобы это сломали в угоду кучки каких-то прохиндеев. И это большинство (прежде всего, большинство элиты) постараются не допустить повторения 90-х. Благо это не так уже и трудно, потому что нужно лишь удержать от прорыва к власти (или от революции) деструктивное меньшинство: аферистов и негодяев, за которыми готовы пойти маргиналы и лузеры.
В Украине это не удалось сдержать, потому что второй Майдан был основан на фундаментальном расколе общества, потому что свержения Януковича желал половины страны – лишь потому, что «він не наша людина», что он с Донбасса, с Юго-Востока. А уже на волне Майдана к власти пришли аферисты, немедленно давшие «лицензию на беспредел» националистическим маргиналам и лузерам по жизни - и в Украине начался великий грабеж. В России такой сценарий невозможен, потому что в России нет такого фундаментального раскола общества, нет предпосылок для своего Майдана. Хотя заинтересованных в этом сил (как внутри страны, так и внешних) достаточно, они уже много лет не могут добиться желаемого.
Отсюда можно вывести основную внутриполитическую задача Кремля последних лет: не допустить раскола России, с последующим Майданом на Красной площади или, как вариант, провозглашением Сахалинской народной республик. Ну, про Сахалин это шутка, но кто знает, какие формы мог бы принять такой раскол!
Теперь две главные задачи совместились: Кремлю необходимо подготовить нового преемника Путина, причем такого, который бы смог и далее консолидировать российское общество, удерживая его расколов и революций. Эдакий Путин-2, хотя он и не обязательно должен во всем копировать своего «попередника». Более того, не так уж и важно, будет ли новый президент самостоятельной фигурой или же марионеткой «кремлевских бояр», главное чтобы он (или бояре) сохраняли нынешнюю путинскую систему и нынешний путинский курс.
Но почему же не Медведев? Потому он слишком зависит от самого Путина. В 2024 году президентские полномочия Владимира Владимировича закончатся (а еще ему стукнет 72), и даже если он снова сядет в кресло премьера, то уже вряд ли потом снова вернется в президентское. Его влияние и власть тут же ослабнут, а конкуренция даже в сплоченном коллективе «питерских» довольно высокая. Скорее всего, Путину предложат почетную политическую пенсию – а вместе с ним на покой отправится и его верный Медведев. Ну, если только Дмитрий Анатольевич не успеет стать другом и «дублером» Путина-2, благо возраст ему это позволяет.
Чего не сделает Россия?
Сейчас весь мир ожидает от Путина какой-то выходки, чего-то такого, что он не позволял себе до выборов. Некоторым так неймется, что они уже обвиняют его в немыслимых злодействах: сюда можно отнести скандал вокруг отравления перебежчика Скрипаля, раздутый британскими политиками. Их ничем неподтвержденные, но чрезвычайно громкие обвинения столь нелепы, что вызывают озабоченный вопрос: а что именно этим хотят добиться первые лица Великобритании? Явно чего-то недоброго.
Все эти ожидания являются следствиями запущенного кем-то тезиса о том, что очередная убедительная победа Путина на выборах (74%) дает ему некий карт-бланш. И многие гадают, чего же он теперь удумает? Устроит полномасштабное вторжение в Украину – или напротив, отдаст ей восточный Донбасс? Расширит участие России в сирийской войне, вплоть до прямой конфронтации с авиацией и ЧВК Запада? Начнет новый виток «холодной войны» в Европе?
Но данный тезис совершено ошибочный. Какой еще карт-бланш, перед кем?! Авторитет и власть Путина внутри России и до этих выборов были достаточно высокие, чтобы предпринимать какие-то действия. А отношение к Путину Запада ничуть не зависит от его политического рейтинга. У Порошенко вон вообще 8% - но для Запада он демократический лидер Украины, а Путина и с 90% они будут считать автократом и тираном. Поэтому Путину не стоило ждать выборов, чтобы совершить что-нибудь эдакое.
Единственным исключением могут быть некие непопулярные для россиян шаги, которые не стоило совершать до выборов – например, «слить Новоросию».Вероятность этого довольно велика, как и варианта российского вторжения в Украину. Почему? Потому что путь Минского мира стал тупиковым, потому что политический диалог Москвы и Киева невозможен. И тут у России есть три варианта: топтаться в тупике еще лет 30, ожидая развала друг друга; махнуть рукой на Донбасс и оградиться от Украины железным занавесом; нанести по Украине удар с целью свержения нынешнего режима и установление более пророссийского.
Но «сдача Донбасса» была бы чревата для Путина не только потерей рейтинга – который вряд ли ему теперь уже пригодится. Она была бы раздута в «предательство русских», и это стало бы хоругвью, вокруг которой консолидировались бы российские «патриоты» всех мастей – в первую очередь Гиркин сотоварищи. А уже это, в свою очередь, могло бы заложить фундамент для раскола российского общества. Чего Кремль всячески избегает вот уже много лет. И уж тем более такие проблемы ему не нужны в последний президентский срок Путина, в преддверии переходного периода.
С другой стороны, вторжение в Украину, которое было бы одобрено большинством россиян и даже частью украинцев (задолбавшихся терпеть нынешний режим), которое бы могло отодвинуть от России «границу недружественности», вызовет крайне негативную реакцию Запада. А это ставит под удар долгосрочную стратегию Кремля: экономический союз с Европой. Вот и получается, что реализовать два наиболее вероятных сценария, позволяющих так или иначе выйти из украинского тупика, Кремль не может из-за негативных последствий. Что делать? А ничего, ждать и дальше!
Словом, ожидать от Путина каких-то решительных действий во внешней политики не стоит. Даже в Сирии, которая, по сути, стала полигоном, где большие мальчики (Россия, Иран и Запад) меряются своими пиписьками. Потому что одно дело поддерживать Асада назло американцам, и другое - выполнить свою угрозу сбивать американские самолеты. Уж чего-чего, а прямая конфронтация с США, которая вызовет огромные негативные последствия, Кремлю не нужна.
Поэтому Москва будет стремиться завершить «эпоха Путина» не международным обострением, а примирением. Конечно, не таким как в 90-е, это невозможно по многим причинам. Новый формат отношений России и Запада выстраивается уже сейчас, но одновременно идет и процесс обострения, провоцируемый определенными силами в Европе и США. Но вот вопрос: это обострение направлено только на срыв российско-европейских отношений, или же преследует и другие цели? Например, оказать некоторое влияние на выбор преемника Путина.
Разных провокаций будет еще много, и Кремлю будет непросто сохранять своё лицо. Словом, следующие несколько лет обещают быть весьма интересными. Но Украине в этой ситуации стоит опасаться не столько пакостей Путина, сколько подлостей и подстав своих «стратегических партнеров».