Даже с помощью репрессий оппозиционеров и подавлением инакомыслия нынешняя украинская власть всё равно рискует с треском проиграть ближайшие выборы. Поэтому она постоянно предпринимает попытки хоть как-то приподнять свой упавший ниже плинтуса рейтинг. Но, не имея ни возможности, ни даже желания дать украинцам хлеба и свободы, власть лишь придумывает для них всё новые и новые зрелища, чтобы пиариться на фоне их декораций.
А так как своей жадностью нынешний режим намного превзошел предыдущий, и его просто «жаба душит» поднять своим избирателям уровень жизни (это ж людям деньги платить придется!), то он придумывает максимально дешевые, не требующие больших расходов политические представления. Больше года украинцам морочили голову безвизовым режимом – торжественной «перемогой», на которую не было потрачено ни копейки. Теперь вот очередь дошла до «создания единой украинской церкви», и пока что себестоимость этой затеи равна лишь расходам на отправку в Стамбул торжественного обращения к вселенскому патриарху.
Правда, в отличие от безвиза или Ассоциации, данная затея является еще менее достижимой, чем членство Украины в НАТО или Евросоюзе. Так что есть все основанию уже сейчас полагать, что она так и останется еще одной несбывшейся мечтой украинских национал-патриотов.
Богово и кесарево
Последний раз Петр Алексеевич публично участвовал в церковных делах еще в далеком 2009 году, когда он был рукоположен в диаконы и принял участие в праздничном крестном ходе. Правда, происходило это всё в Свято-Ионинском монастыре, принадлежащем Украинской православной церкви Московского патриархата. И если принять во внимание, что диакон – это младший священнический чин, то нынешний украинский президента является одним из тех самых «московских попов», о которых в последнее время с такой ненавистью кричат национал-радикалы.
При этом стоит вспомнить, в 2009 году Порошенко был кумом, другом и соратником Виктора Ющенко, который как раз тогда усердно пытался реализовать проект единой поместной православной церкви. Почему тогда Петр Алексеевич не поддержал кума в его грандиозном замысле, а побежал служить в Московский патриархат? Наверное, усердно готовился к скорой смене власти. Зато сегодня можно сказать, что Порошенко пошел по стопам Ющенко – и, видимо, закончит точно так же…
Итак, вопрос о создании в Украине собственной единой поместной православной церкви вновь акцентирован политиками. За 26-летнюю историю независимости это уже третья попытка воплотить данный проект в жизнь. Но сколько в нём политики, и сколько в нем религии? Кому больше всех и для чего именно нужнее такая церковь? А главное, что на данную инициативу сказал бы Иисус?
Впрочем, ответ Господа уже известен: в церкви нет ни эллина, ни иудея, а Богово не следует путать с кесаревым. Внесение в храм Божий национально-политических лозунгов недопустимо, равно как недопустима и пропаганда политической ненависти к христианам других церквей. В тоже время объединение православных в рамках одного народа, одной культуры, с созданием поместной церкви, не только возможно, но и удобно со всех точек зрения. А вот наличие в Украине сразу трех православных церквей (УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ) хотя и дает верующим большую свободу выбора, нередко приводит к конфликтным ситуациям.
Но в конфликтах обычно виноваты не церкви, а миряне, почему-то упорно не желающие понимать, что в чужой храм со своим уставом не ходят. Если крещение в УПЦ КП не признается в УПЦ МП, то и не стоит требовать от её священников отпевать по православным канонам умершего, которые не является таковым согласно правилам их церкви. И уж подавно не стоит в случае отказа поднимать шум, кричать о «московских попах», жаловаться в СБУ и звать на помощь «побратимов». Может быть, нужно было просто обратиться к батюшке из УПЦ КП?
К сожалению, проблема эта намного шире, чем кажется. Во-первых, православная церковь, пожалуй, самая политизированная в мире. Она стала таковой еще в Средние Века, когда была государственной (придворной) церковью Византии, и с тех пор все её «младшие сестры» возникали именно как «державные», в качестве партнеров светской власти, а с 20 века и в качестве союзников национальных движений.
Во-вторых, опять же, еще со Средневековья православная церковь была предрасположена к дроблению на автокефальные и автономные. Тут можно было сказать «в отличие от Рима», однако стоит вспомнить, что все европейские государственные (типа англиканской) и протестантские церкви образовались в ходе раскола католицизма во времена Реформации. Но те уходили от Рима вообще, порывая всякую связь с папским престолом, изменяя свою организацию, саму суть, а вот все православные церкви это просто самоуправляемые кусочки большого православного мира.
В настоящее время существует 15 автокефальных (включая Константинопольскую и Русскую) и 5 автономных православных церквей, которые полностью признаются друг другом как канонические. Еще 8 автокефальных церквей (включая УАПЦ) признаны лишь некоторыми из канонических церквей и имеют «полулегальный» статус. А вот с полдюжины самопровозглашенных национальных (УПЦ КП, Черногорская, Македонская, Абхазская и др.) большинством канонических церквей вообще считаются лишь раскольниками. Конечно, если вас не пугает, что крещение или венчание в одной из таких церквей не признают в других, то ничего страшного в их «не каноничности» нет.
При этом надо понимать, что дело тут не только в религии. У всех канонических церквей есть своя территория, с которых они «кушают» и которые они защищают от конкурентов (см. карту). Между ними существуют договоренности не только не залезать на чужое «пастбище», но и не признавать самопровозглашенные автокефалии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что РПЦ в её противостоянии с украинскими «сепаратистами» поддержать почти все церкви, имеющие такие же проблемы (Сербская, Константинопольская). Кроме того, на стороне Москвы наверняка будут и патриархии Ближнего Востока, которые очень нуждаются в поддержке, особенно в свете последних событий в Сирии.
Юридический вопрос
То, что в Украине закон вот уже 4 года трактуется вольно и однобоко теми, у кого есть власть и сила, вовсе не означает, что подобный метод можно применить за её пределами. Получить легальный автокефальный для церкви статус в обход существующих правил и традиций не получится, потому что вряд ли сообществу канонических патриархатов нужен такой прецедент. В лучшем случае они просто заболтают эту тему, как уже сделали это в 2009 году.
Поэтому Порошенко поступил как-то юридически безграмотно, когда направил Константинопольскому патриарху Варфоломею обращение от Верховной Рады с просьбой издать томос (типа церковного декрета) о предоставлении автокефалии украинской православной церкви. Ну, во-первых, это прямое нарушение Конституции Украины, запрещающей государству и церкви лезть в дела друг другу. А, во вторых, у патриарха Варфоломея нет таких полномочий.
Дело в том, что Константинопольский патриарх хоть и зовется также Вселенским, не является при этом начальником всех других патриархов – он просто «первый среди равных по чести», распоряжается же он может только в границах территории своего Константинопольского патриархата. Как известно, Киев и вся Украина с 17 века года века перешли под «юрисдикцию» Московского патриархата, и поэтому Константинопольский даже при всем желании не может дать автокефалию ни одной из украинских церквей. С тем же успехом об этом можно было бы попросить патриарха Александрийского!
Два года назад украинские политики были куда умнее: тогда Верховная Рада приняла постановление-обращение № 1422-VIII, с просьбой к патриарху Варфоломею «признать недействительным акт от 1689 года» о переходе Киевской метрополии в подчинение Московскому патриархату, что автоматически бы вернуло её в подчинение патриархату Константинопольскому. Судя по задумке, над этим обращением работали юристы украинских рейдеров, привыкшие манипулировать подобным «признанием недействительности» в ходе передела собственности (так они захватывали заводы и лесопарки).
Однако никакой внятной реакции Константинополя на это обращение не последовало. Вряд ли патриарху Варфоломею хотелось бы ввязываться в подобную авантюру лишь затем, чтобы на денек-другой вернуть и тут же отпустить навсегда в свободное плавание Киевскую митрополию. А вот ссора с Москвой обошлась бы ему очень дорого! Поэтому можно с уверенностью сказать, что и нынешнее обращение к патриарху Варфоломею ожидает такая же участь.
Нет у Киева шансов и на коллегиальное предоставление автокефалии, когда просьбу претендующей на неё церкви одобряют все главы канонических церквей на специальном соборе. Блокирования Всеправославного собора 2016 года патриархами Московским, Грузинским, Болгарским и Антиохийским продемонстрировало, что даже намек на рассмотрение автокефалии украинской церкви будет встречать жесткое сопротивление Москвы и союзных с ней патриархий. Опять же, кто из предстоятелей захочет ссориться с Россией из-за Украины, кто решится начать политическую войну между каноническими патриархатами? Разве что на них окажет некое сильное давление, но кто - американцы?
Ну и самый острый вопрос – о какой именно украинской православной церкви говорят киевские политики, выступающие за её каноническое признание? Их у нас аж три штуки, и никакого единства между ними даже не намечается. При этом, хотя УПЦ МП, казалось бы, выпадает из ряда претендентов на «единую поместную», именно у неё больше всего шансов её получить, потому что она единственная полностью каноническая православная церковь Украины. В принципе она может получить автокефалию одним росчерком пера Московского патриарха! А вот УАПЦ и УПЦ КП, при всём к ним уважении – это лишь следствия двух неудачных попыток (1920 и 1992 г.г.) одностороннего создания самостоятельной православной церкви Украины. Кстати потому и неудачных, что одностороннего. Такую же неудачу терпели самопровозглашенные православные церкви в других странах.
Впрочем, наиболее вероятный возможный вариант «создания украинской поместной церкви» в планах национал-патриотов (и, возможно, Банковой) заключается в следующем: сначала УПЦ КП добивается официального признания и автокефалии, затем с нею объединяется УАПЦ, а на заключительном этапе она вытесняет из Украины УПЦ МП, поглощая её приходы и храмы. Именно об этом сценарии постоянно твердят украинские «патриоты». Однако, как мы выяснили, его реальность маловероятна (практически невозможна) уже на первом этапе. Так что, по существо, затея Порошенко – это строительство Вавилонской башни.
Война и мир
Как и большинство предыдущих инициатив и заявлений нынешней власти, «церковная реформа» Порошенко вызвала далеко не однозначную реакцию общества. Конечно, половина Украины возликовала: кто-то искренне надеется, что с церковным расколом будет покончено, что украинцы собственную каноническую православную церковь, но многие просто со злорадством стали разминать пальцы, чтобы ткнуть Москве очередной кукиш. Увы, нередко этими кукишами весь «украинский патриотизм» и ограничивается.
Зато другая половина Украины сей радостный оптимизм ничуть не разделяет, и очень много независимых от власти политологов и оппозиционных политиков высказались об этом и в СМИ, и в своих блогах (см. ниже). Простой же народ зачастую был не столь сдержан в своих выражениях, даже несмотря на то, что тема в буквальном смысле касается святого.
Кое-где между политиками уже начались перепалки на православную тематику. Но, увы, никто из них словно в упор не видит две очевидные причины, которые и создали в Украине это межцерковное противостояние, грозящее перерасти во что-то более серьезное.
Причина первая: церковный раскол в Украине есть суть отражение раскола общественно-политического, а тот был создан на почве искусственно инициированного конфликта двух культурно-исторических половин Украины. Каждый раз, когда одна часть Украины начинает навязывать другой свой язык, свою историю, свои векторы, свои скрепы, это вызывает противление другой – и вспыхивает конфликт. Это будет продолжаться вечно, пока либо политики не признают, что украинцы это многоязычная мультикультурная и «многовекторная» нация, и что это многообразие нужно уважать, либо пока одна часть Украины не перебьет другую, либо пока наша страна не превратится в огрызок.
Положа руку на сердце, в Украине нужны две православные церкви: одна «национальная», прозападная, а другая «пророссийская». То есть в идеале это были бы УАПЦ или УПЦ КП с одной стороны, и УПЦ МП с другой – и чтобы обе были каноническими и признанными, а главное, чтобы они признавали и уважали друг друга. При этом чтобы между ними не было никакого раздела территории: пусть каждая имеет право работать от Львова до Луганска, пусть храмы УАПЦ и УПЦ МП стоят рядом друг с другом и конкурируют за прихожан. Это был бы идеальный православный мир! Но чтобы достичь этого рая на земле, сначала украинцам нужно научиться точно так же жить рядом и уважать друг друга: русскоязычным и украиномовным, поклонникам СССР и фанатам Бандеры. Вот только никто такой вариант даже не рассматривает, у всех на уме одно: нагнуть и уничтожить противника.
Причина вторая: даже не смотря на то, что православные церкви всегда сами тяготели к партнерству с властью, а значит и к политике, это именно миряне активно затягивают в неё церковь. Сначала приглашают батюшек в школы преподавать Слово Божие, потом тянут их в армию исповедовать солдатиков, затем просят освятить оружие – а там и благословить на победу над врагами! И вот уже начинается разделение: ага, вот этот батюшка служит капелланом в ВСУ, он молодец и патриот Украину, а вот тот был священником у сепаратистов – ловите его, он враг и сотрудник ФСБ!
То есть и тут мы приходим к аналогичному выводу: корень проблемы лежит в расколе общества, а он возник из-за того, что политики провоцируют взаимную нетерпимость, натравливают одну часть Украины на другую. И совершено понятно, что эти политики, объявив о намерении создания «единой украинской церкви», на самом деле поставили перед собой иную задачу: не объединить православных в одной церкви, а начать наступление на УПЦ МП, вооружившись автокефалией УПЦ КП. Вот и вся суть их затеи!
Но зачем это Петру Алексеевичу, ведь он же до сих пор числится диаконом «московской церкви»?! Странный вопрос. Ему что, впервые перебегать из одного лагеря в другой? То он годами маячил за спиной Кучмы, потом стал ближайшим соратников Ющенко, потом работал в правительстве Азарова, затем нарисовался на Майдане. Сейчас вот он пытается казаться великим украинским национал-патриотом, «отцом украинской церкви» - ну хотя бы до 2019 года, чтобы переизбрали. И если для этого нужно еще на пару лет затянуть АТО или спровоцировать конфликт между православными церквями, то разве он будет колебаться?
Успокаивает одно: очередная попытка создания «единой поместной церкви» в Украине обречена на очередной провал. Так что, с большой долей вероятности, всё обойдется, максимум, несколькими хулиганскими выходками национал-радикалов. И всё же это не отменяет вопроса необходимости преодоления великого украинского раскола – путем примирения, а не попыток взаимоуничтожения.