Кабинет министров Украины утвердил проект нацплана по выполнению Плана действий по либерализации визового режима с Евросоюзом. Семь из 36-ти страниц документа посвящены выполнению одного из важнейших пунктов плана – внедрению биометрических (электронных) загранпаспортов и удостоверений беженца. Для регуляции этого процесса необходимо принять профильный закон и ряд подзаконных актов.
Разумеется, утверждение Кабмином проекта по выполнению Плана действий по отмене краткосрочных виз в ЕС спровоцировало резонанс и дало повод множеству «экспертов», которые абсолютно не в теме, высказать свое «авторитетное» мнение.
Несмотря на то, что во многих пунктах Плана Украина уже достигла определенных успехов (разработан и одобрен международными экспертами прототип биометрического загранпаспорта украинца, принят Закон о защите персональных данных, продолжается законодательная работа по многим направлениям), многие «специалисты», не разобравшись толком в теме, начали подначивать общественность и разжигать конфликты практически на ровном месте.
Ведь многие политики и эксперты уже неоднократно отмечали, что в Украине есть собственные технологии производства электронных (биометрических) документов – современную индустрию создал консорциум «ЕДАПС». Украинские технологии производства, персонализации и защиты е-документов признаны во всем мире. Кроме того, представители объединения предприятий неоднократно говорили о своей готовности отдать свои разработки в распоряжение государства бесплатно.
К слову, использование разработок и технических мощностей «ЕДАПС» при внедрении нынешнего загранпаспорта с поликарбонатной страницей уже помогло государству и гражданам сэкономить немалые средства (сравнительную таблицу стоимости паспортных проектов в разных странах см. ниже).
Достаточно неоднозначными, учитывая эти факты, выглядят высказывания представительницы некой организации «Европа без барьеров» Ирины Сушко. Она говорит о том, что украинский консорциум «ЕДАПС» технически готов к внедрению биометрических загранпаспортов, но потом начинает нести откровенную нелепицу. Г-жа Сушко обеспокоена, стоит ли передавать производство паспортов частной компании, и выражает сомнения, не будет ли украинский электронный загранпаспорт дешевле, чем в Сербии – 25-30 евро. Кроме того, «эксперт» ссылается на опыт других стран, где якобы принято поручать внедрение е-документов государственным предприятиям.
Во-первых, в консорциум входят разные по структуре собственности компании. Есть предприятия, на 100% принадлежащие государству (в частности, МВД) – это Государственный центр персонализации документов. Есть предприятия с 50%-ной долей государства. Например, завод «Знак» по производству пластиковых бланков документов и карт. В нем 25% принадлежит МВД, а еще 25% – Минфину Украины. В состав учредителей специализированного предприятия «Голография» входит Национальная академия наук Украины. То есть, государство участвует в акционерном капитале практически всех предприятий консорциума.
Во-вторых, неизвестно, практику каких именно стран изучала г-жа Сушко, но технологиями производства, персонализации и защиты электронных документов в мире обладают считанные государства. Абсолютное же большинство стран привлекает к участию ЗАРУБЕЖНЫЕ компании и иностранных же специалистов. При этом на подобные паспортные реформы государства тратят огромные суммы бюджетных средств. Опасения г-жи Сушко по поводу участия в подобных проектах частных компаний абсолютно беспочвенны: как раз такая практика и является принятой во всем мире. Более того, даже американскую валюту в США печатает именно частная компания, и никого это не смущает!
Вернемся же к мировой практике внедрения биометрических паспортов. Чтобы не ходить далеко, стоит обратиться к опыту, например, Армении. Ранее «Багнет» писал о том, что в Армении с 1 сентября 2011-го гражданам будут выдавать загранпаспорта, содержащие биометрические данные. Естественно, необходимых технических разработок у армян нет, поэтому власти страны объявили международный тендер. Буквально на днях стали известны его «финалисты». Начальник паспортно-визового управления полиции Армении Норайр Мурадханян сообщил, что ими стали польская и французская компании. Кстати, именно французы приняли участие во внедрении е-документов в Узбекистане. Известно, что правительство этого государства перечислило частной французской компании свыше 75,107 млн. евро (население Узбекистана – около 28 млн. человек). При этом в Узбекистане вспыхнул скандал – правительство решило, что расходы на приобретение иностранных технологий лягут на плечи граждан и войдут в госпошлину на получение загранпаспорта.
Какая компания будет производить биометрические документы для армян, правительство страны еще не определилось. Но уже готово отдать десятки миллионов евро частной зарубежной компании, которая проведет в стране документальную реформу. Подобных примеров – масса, и это вполне закономерные процессы для стран, не обладающих подобными украинскими технологиями. Так, электронные документы для граждан Ботсваны производит немецкая компания, в Грузии – французская, для Чили и Бахрейна – частная британская. Датская частная фирма предоставляет услуги по производству электронных паспортов для Швеции, Норвегии, Латвии, Финляндии…
И даже Соединенные Штаты Америки в производстве е-паспортов пользуются услугами частной французской компании! И почему-то руководителей всех этих стран не волнует, как украинского «эксперта» Ирину Сушко, факт участия частных компаний во внедрении электронных документов. Горе-специалист, прежде чем выдавать на-гора подобные комментарии, хотя бы попыталась «провентилировать» этот вопрос в интернете.
Если же примеры развитых государств не являются аргументом для отечественных чиновников и специалистов, то стоит напомнить мнение руководителя рабочей группы по разработке машиночитаемых документов ICAO Маурицио Сицилиано. (ICAO – Международная организация гражданской авиации, членами которой являются более 180 стран, включая Украину. ICAO дает рекомендации по внедрению е-документов).
«Любое государство может обеспечить максимально качественный переход на новые, более защищенные документы, только в тесном сотрудничестве с частными компаниями. ICAO призывает все страны-участницы к наиболее тесному сотрудничеству государственных структур и частных компаний. В пользу такого подхода свидетельствует весь передовой мировой опыт. В качестве примера сотрудничества между госструктурами и частными фирмами можно привести и опыт ICAO. Экспертный отдел нашей организации наполовину состоит из представителей частных фирм, что позволяет максимально быстро и качественно разрабатывать те или иные стандарты», - отмечает руководитель рабочей группы по разработке машиночитаемых документов ICAO.
Кстати, эта организация признала электронные документы производства консорциума «ЕДАПС» образцовыми и такими, которые можно считать международным эталоном е-документов. Речь идет о е-паспортах для сотрудников INTERPOL, которые изготовляет украинский консорциум.
Очевидно, что демонстративное игнорирование чиновниками и «экспертами» отечественных достижений, в области производства е-документов имеет корыстную подоплеку. Несмотря на то, что «ЕДАПС» неоднократно сообщал о готовности БЕСПЛАТНО передать свои разработки государству, чиновники упорно игнорируют этот факт, вероятно, разыскивая готового «откатить» производителя.
Не найдя аргументов в пользу таких действий, чиновники и прочие участники лоббирования акцентируют внимание на стоимости биометрического загранпаспорта. Хочется внести ясность в этот вопрос, чтобы исключить дальнейшие спекуляции и на этой почве. Если производителем электронных загранпаспортов будет консорциум «ЕДАПС», стоимость их оформления не будет превышать 300 грн., как и оформление нынешнего проездного документа.
18.02.2011 10:25