Верховная Рада предлагает фискальным органам и утаившему налоги бизнесу подписать мировую. Входящие в коалицию народные депутаты внесли в парламент законопроект о налоговом компромиссе. Из документа следует, что все налоги, которые компании оптимизировали при помощи теневых схем до 1 апреля 2014 г. и не раскрыли их, будут на 95 % списаны при уплате остальных 5 %. Речь идет о налоге на прибыль и НДС. В течение 90 дней после принятия закона компании должны будут уточнить расчеты налоговых обязательств. Раскаявшимся обещана амнистия и гарантия того, что налоговые и правоохранительные органы забудут об их темном прошлом. Те, кому нечего скрывать от фискальной службы, от нововведений не в восторге и просят не спешить с принятием закона до его доработки.
Попытка номер два
Закон о налоговом компромиссе должны были принять еще несколько месяцев назад. В июне предыдущий созыв парламента проголосовал за похожий по сути документ в первом чтении, но провалил во втором. Для налоговых уклонистов первая версия была менее привлекательной, так как предполагала 15 % выплаты налогового долга и срок на добровольную уплату на 30 дней меньше. Ранее издание «Экономическая правда», ссылаясь на свои источники, писало, что на 5 % в этом законе настаивал руководитель группы «Приват», губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. Впрочем, были и другие «нуждающиеся».
Опрошенные «Капиталом» эксперты утверждают, что при обсуждении норм законопроекта о 5 % высказывались многие компании. У некоторых предприятий по схемам уклонения от налогов проходил едва ли не весь товар, говорит вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Юлия Дроговоз. «Теперь таким предприятиям нужно будет не просто дооблагать прибыль, а весь оборот. А 10 % или 15 % для них очень много», — считает эксперт УСПП. Более высокий процент налогового компромисса устроил бы компании, которые минимизировали свои доходы или превысили налоговый кредит по НДС. К тому же, как объяснила Дроговоз, пропорции налогового компромисса 5 % и 95 % были применены в свое время в Италии. После открытия реальных доходов бизнеса в Италии был наибольший эффект для бюджета среди стран, которые применяли этот инструмент.
Поэтому не удивительно, что в правительстве поддерживают идею налогового компромисса, понимая, что при нынешнем невыполнении бюджета любые компенсаторы хороши. Если парламент примет документ еще в этом году, то, по словам председателя Государственной фискальной службы (ГФС) Игоря Билоуса, бюджет получит дополнительно порядка 2‑3 млрд грн. Тем более что в ГФС прогнозируют провал по сбору налога на прибыль, ранее выбранного авансовыми платежами.
Цепная реакция
Но надежды Кабмина не разделяет тот бизнес, у которого проблем с налоговиками нет. «Компании, которые платят честно, переживают, что когда их поставщики или покупатели начнут доначислять себе налоги и исправлять декларации, налоговики могут пойти по цепочке и также требовать от них доплату», — объясняет Дроговоз.
Ранее с подобным заявлением выступила компания «Энергоатом», обратившись к властям с просьбой более четко прописать гарантии для честных налогоплательщиков. «Согласно алгоритму, прописанному в законопроекте, компания обязана предоставить уточненные расчеты по уплате налогов в предыдущие периоды на одинаковых условиях с теми, кто уклонялся от уплаты налогов. К чему это приведет — несложно догадаться: бесконечные придирчивые проверки фискальных органов могут просто парализовать финансово-экономическую деятельность компании», — сообщили в пресс-службе «Энергоатома».
Есть вероятность, что документ о налоговом компромиссе все же будет принят до конца года, но только в бюджетном пакете законов, сказал «Капиталу» глава депутатской группы «Экономическое развитие», один из авторов законопроекта о налоговом компромиссе Виталий Хомутынник. Необходимость голосовать за этот документ в комплексе с другими законопроектами подтверждает и Дроговоз. Ведь, получив налоговый компромисс, но оставшись со старой фискальной базой, бизнес будет вынужден снова прибегать к «ямам» и уклонению от уплаты налогов.