Неспособность центрального банка обеспечить контроль за использованием средств рефинансирования, выданного банкам, падение объемов продажи экспортной выручки, а также массированная эмиссия гривны для покрытия дефицита бюджета привели к рекордному обвалу курса гривны. Наличный доллар валютчики сегодня готовы принимать по 21 гривне, или + 257% к курсу доллара на начало года.
Стабилизировать гривну НБУ фактически оказался не способен. Как по причине низкого уровня наличных резервов ($9,96 млрд, или 1,7 месяца критического импорта), так и в связи с боязнью проводить интервенции и нежеланием принимать жесткие решения по ограничению прироста монетарной базы. Еще одним фактором, играющим против гривны, является резкое обесценивание рубля, которое приводит к еще большему сокращению экспорта украинских товаров в РФ.
Для начала приведем несколько цифр, которые дадут картину происходящего в украинской финансовой системе и объяснят падение курса гривны. Ключевой причиной для обесценивания национальной валюты, безусловно, является так называемая валютная спираль – постоянное снижение курса гривны на фоне заявлений руководства НБУ о политике невмешательства в курсообразование вызывает у экспортеров нежелание продавать валюту.
Главной иллюстрацией этого является резкое сокращение объемов торгов на межбанке – до $160 млн в день на фоне растущего объема вывода капиталов и массового снятия гривневых вкладов.
В то же время сокращение экономической активности и резкое падение доходов бюджета (при сохранении докризисных объемов «схемных» операций на таможне и в налоговой) приводит к необеспеченной эмиссии гривны Национальным банком. Так, с начала года НБУ уже выкупил у правительства и комбанков ОВГЗ на общую сумму около 149 млрд гривен. Еще около 59 млрд гривен со своих счетов в коммерческих банках сняли.
При НБУ могут создать единый центр по продаже валюты, централизировав все сделки в стране. Это должно сократить фиктивный импорт и ужесточить контроль над курсом компании и население – непосредственно физические лица – 51,1 млрд гривен.
Поступления валюты в страну также продолжают сокращаться – дефицит сведенного платежного баланса составляет по итогам октября $3,5 млрд. Однако темпы падения импорта (-38,8% с начала года) существенно выше, чем темпы падения экспорта (-24,8% с начала года). Но в связи с дальнейшим падением курса гривны платежный баланс к концу года может выровняться.
Для этого необходимо, чтобы стабилизировался российский рубль: несмотря на конфликт с Россией, объемы экспорта в эту страну, даже после падения на 28%, продолжают оставаться одними из самых значительных в структуре украинской внешней торговли ($8,1 млрд, или 20% всего объема экспорта товаров из Украины по итогам 9 месяцев 2014 года).
По итогам года глубокая девальвация российского рубля приведет еще как минимум к 30%-ному сокращению объемов экспорта в РФ и увеличению дефицита платежного баланса Украины примерно на $2,5 млрд.
Выровнять текущую ситуацию могут только кредитные средства МВФ, однако предоставления нового транша кредита от Фонда не стоит ожидать ранее начала 2015 года. Согласно заявлению первого заместителя управляющего директора МВФ Девида Липтона, миссия Фонда вернется в Украину только в начале 2015 года – после чего и будет принято решение о выделении нового транша кредитных средств.
Однако каким он будет, и в какой срок может быть предоставлен – пока неясно. Ранее МВФ заявлял о возможности увеличить объемы помощи Украине до $15 млрд. При этом заместитель спикера МВФ Девид Мюррей говорит о необходимости «найти финансовое наполнение этой программы, которая имеет горизонт в 12 месяцев».
Глава Института экономических исследований и консультаций Игорь Бураковский полагает, что переговоры с Фондом будут довольно сложными.
«Это связано и с войной, и с политикой, и с тем, что наши партнеры деликатно указывают на то, что пора начать проводить реформы. Все понимают, что страна требует уже намного больше денег, чем изначально было запланировано МВФ», – говорит Бураковский. По его словам, необходимо, чтобы украинская делегация очень хорошо поработала на конференции доноров, чтобы показать, что страна знает, как использовать инвестиции. «В противном случае страна может оказаться на краю дефолта», – предупреждает Бураковский.
Средства для поддержания ЗВР Нацбанка Украина сможет получить от МВФ в лучшем случае в феврале 2015 года, и сумма первого транша, скорее всего, составит $1,2-1,5 млрд, чего будет достаточно только для выплат «Газпрому» за поставки газа. Но никак не для фиксации обменного курса на валютном рынке.
В интервью американскому изданию The Wall Street Journal министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что рассчитывает на первый транш кредита МВФ в размере $3 млрд. Однако это не убедило финансовых игроков в способности правительства обеспечить укрепление курса в среднесрочной перспективе: котировки беспоставочных форвардов на курс гривны (NDF) на февраль составляют 20-21 гривну за доллар.
Миссия Фонда вернется в Украину только в начале 2015 года – после чего и будет принято решение о выделении нового транша кредитных средств.
В Нацбанке продолжают играть в игру под названием «средневзвешенный курс», и устанавливают официальный курс доллара к гривне на уровне 15,77 гривны за доллар, что на 33% ниже реального курса заключения сделок.
Такое сознательное манипулирование официальным курсом гривны необходимо подопечным Валерии Гонтаревой для балансирования ситуации в банковском секторе – коммерческие банки рассчитывают обязательные резервы и нормативы, используя официальную котировку НБУ. «Если применить реальный курс, то ряду банков придется отказать в рефинансировании, а во многие придется вводить временную администрацию», – поясняет председатель правления УМВБ Анатолий Гулей.
Кроме того, заниженный официальный курс клерки НБУ до недавнего времени использовали для обогащения. Сразу несколько казначеев комбанков рассказывали Forbes о том, что участие в ежедневной «индикативной» продаже $500 000 из резервов НБУ «стоило» 8% от суммы купленной валюты.
Также банкиры рассказали Forbes о планах регулятора создать на рынке так называемый «единый центр продажи валюты».
«Зреет решение по созданию единого центра продажи валюты через национальный банк. Эту тему сейчас активно обсуждают – якобы НБУ сможет определенным образом назначать курс через такой центр», – рассказывает банкир Павел Пащенко.
По его словам, такой центр не исключает создание схем, которые позволяют обходить новые ограничения. Хотя сейчас большинство сделок, которые моделируют фиктивный импорт, контролируются простфактум, выборочно, во время проверок. А единый центр продажи валюты поможет выявлять фиктивность.