Согласно заявлению американских ученых, сделанному на пресс-конференции 28 сентября, в летние месяцы по склонам марсианских гор текут соленые ручьи. Анализ данных межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) позволяет считать, что вода есть на Марсе в самых разных местах – даже в субэкваториальной области.
Несмотря на то что сами ученые пока не знают, откуда эта вода берется, они полны оптимизма и надежды на то, что обнаружение воды и сопутствующих ей процессов может быть признаком возможного существования жизни на Красной планете, а следовательно, обеспечит и нашу жизнь на ней в будущем.
Что обнаружили на Марсе?
Если говорить корректно, то ученые проанализировали данные спектрометрической аппаратуры, установленной на зонде MRO, и фотографии в оптическом диапазоне, что позволило им предположить сезонное появление водных потоков на склонах гор и кратеров. Непосредственно свободную воду на склонах гор никто не наблюдал.
реклама
Станция MRO вращается вокруг Марса с 2006 года по субполярной орбите (то есть пролетая над полярными районами), проходя на расстоянии от 255 км до 320 км от поверхности планеты. Аппаратура станции специально создана для различения минералов и прочих химических веществ, связанных с воздействием воды.
На сей раз были обнаружены, в частности, следы гидратированных солей, перхлоратов магния и натрия и хлората магния. Эти вещества являются солями хлорноватой кислоты и обладают особым свойством – они интенсивно поглощают воду в объеме более половины своей массы. Насыщенные водой соли и носят название гидратированных.
Следы этих солей обнаруживались на склонах при температуре выше −10°С и исчезали при более низких температурах. Эти маркеры совпадали с наблюдаемыми в оптическом диапазоне полосами потемнения, что позволило сделать обоснованное предположение о том, что это следы потоков соленых вод, которые возникают на склонах марсианских гор рельефа в теплый период.
Почему ученые думают, что это именно вода?
Прежде всего, гидратированные соли – это соли, которые впитали в себя воду, а не какую-то другую жидкость. Для этих солей характерны совершенно определенные «подписи» на спектрограммах. С другой стороны, на Марсе обнаружены и карбонаты – минералы, которые химически являются солями угольной кислоты.
Для их образования нужна жидкая вода и растворенный в ней углекислый газ. Углекислый газ составляет основную часть атмосферы Марса, следовательно, на нем когда-то текла и вода.
Мало того, исследование, проведенное специалистами Европейской южной обсерватории, показало, что около 4 млрд лет назад на Марсе мог существовать океан, равный по объему земному Ледовитому. По мнению специалистов, марсианский океан, точнее, то, что от него осталось, погребен под пылевым чехлом региона Северные Равнины, а часть воды, вполне возможно, содержится в мерзлой форме и в других местах.
Все это позволяет достаточно определенно предполагать, что появляющиеся летом «потеки» рождаются при таянии рассолов. Хотя такие процессы могут происходить и при низких температурах – мы ведь знаем, что на Земле концентрированные рассолы замерзают ниже нулевой отметки.
Какие открытия были ранее в этом направлении?
Ученые всего мира более ста лет надеялись на обнаружение воды на Марсе. Еще в 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли увидел в свой телескоп сеть темных линий на поверхности Марса, которые назвал каналами.
Примечательно, что эта система линий меняла цвет в зависимости от марсианских времен года. Публика тут же поверила в существование марсиан и их ирригационных сооружений.
Однако во время сближения Марса с Землей в 1909 году французский астроном Эжен Антониади, располагая более совершенным, чем Скиапарелли, телескопом, никаких каналов на Красной планете не увидел. Возникло предположение, что это не протяженные структуры, а просто отдельные точки. Правда, изменение их цвета все равно было непонятно.
Во второй половине ХХ века, после первых космических миссий, стала доминировать точка зрения о Марсе как о полностью безводной планете. Белые полярные шапки, согласно этим взглядам, должны были состоять целиком из замерзшей углекислоты, то есть сухого льда. Миссии аппаратов «Викинг» в 70-е годы не внесли ясность в этот вопрос.
В 1996 году США запустили к Марсу орбитальную станцию Mars Global Surveyor, которая приступила к картографической съемке поверхности планеты. Именно анализ этих снимков позволил NASA в 2000 году выступить с сенсационным заявлением об обнаружении на поверхности Марса следов водных потоков. Следы потоков были обнаружены этой же станцией в 2004 и 2005 годах.
Успех Mars Global Surveyor развил орбитальный аппарат Mars Odyssey, прибывший на орбиту в 2001 году. Он специально был сконструирован для обнаружения воды. Поиск осуществлялся с использованием нейтронных датчиков системы HEND, разработанной и сделанной в Институте космических исследований АН России.
Именно эта экспедиция дала информацию о значительном содержании ионов водорода в марсианских полярных шапках, а следовательно, позволила высказать предположения о наличии воды. И в 2008 году на основании анализов марсианского грунта, проведенного лабораторией Phoenix на поверхности Марса, NASA подтвердило ее присутствие на Красной планете.
Таким образом, сейчас на повестке дня стоит вопрос не «есть ли вода на Марсе?», а скорее – «где марсианская вода и почему она исчезла?». И именно поэтому визуальный анализ фотографий орбитальных зондов представляет особый интерес – он может помочь найти следы проявлений местной воды.
Что означает это открытие?
К сожалению, это только начало большой и продолжительной работы. Можно предположить, что в обследованных областях существуют грунты, аналогичные многолетнемерзлым грунтам на Земле. И в летний период начинается их таяние – за счет высокой солености при не очень низких температурах.
Есть и альтернативная версия наблюденного явления, связанная с тем, что источником воды могут быть гидратированные соли. Третий вариант – это наличие мощного источника воды в недрах планеты. Пока все эти варианты лишь гипотезы.
Есть ли жизнь в этих потоках?
Еще во время первого анализа марсианского грунта, проведенного зондом Phoenix, говорилось об обнаружении перхлоратов. Именно тогда возник скепсис в отношении возможности существования органической жизни, как мы ее понимаем.
Перхлораты являются весьма ядовитыми соединениями, и вряд ли органическая жизнь могла приспособиться для существования в такой среде.
Возможно, у нее не было и времени на это приспособление. Незначительное распространение карбонатов на Марсе говорит о том, что они просто не успели образоваться, то есть атмосфера Марса рассеялась в космосе гораздо быстрее, чем мы предполагали ранее.
В этом нет ничего удивительного, если учесть, что Марс не имеет магнитного поля и его атмосфера беззащитна перед потоком солнечного ветра.
Вполне возможно, что какая-то жизнь существует в подземном океане планеты, если таковой имеется. И возможно, что речь идет о совершенно иной форме органической жизни, нам доселе неизвестной.
Такой вариант будет сильнейшим аргументом в пользу теории самозарождения жизни. Вместе с тем, если живые организмы Марса будут иметь генетическое сходство с земными, то это будет плюс гипотезе панспермии.
Ну а если жизнь на Марсе в итоге не будет найдена даже в ископаемом виде или в водных депозитах, тогда нужно будет принять за факт, что это действительно уникальное явление во Вселенной. И такую жизнь нужно беречь с умноженными усилиями.