На протяжении нескольких лет Google регулярно занимает лидирующие позиции в рейтингах лучших работодателей мира. В 2015 году издание Fortune вновь поставило компанию на первое место. Между тем сами сотрудники интернет-гиганта не всегда остаются довольны. На сервисе вопросов и ответов Quora они рассказывают, как в компании обстоят дела на самом деле.
Вокруг одни гении
Google может себе позволить нанимать студентов лучших университетов мира даже на самые низкие должности. В результате они отвечают за техподдержку рекламных продуктов компании, вручную удаляют непотребный контент из YouTube или пишут простой код для A/B-тестирования цвета кнопки на сайте. Новички надеются, что в Google будут решать много сложных и интересных задач, но вместо этого тратят время на примитивную работу.
От этого возникает и ещё одна проблема — все сотрудники компании похожи: они учились в одних и тех же школах, одинаково смотрят на мир и у них одинаковые интересы. «За три года работы в Google я встретил почти сотню триатлонистов. И только пара из них оказалась действительно интересными людьми», — анонимно жалуется бывший сотрудников интернет-гиганта в Quora.
У Google проблемы с системой поощрений
Экс-разработчик Google Кэти Левинсон признаётся, что система поощрений Google не всегда работает хорошо. В компании отмечают достижения только за две вещи: за инновационные разработки и улучшение бизнес-показателей уже существующих продуктов.
В итоге часто разрабатываются проекты, которые никому не нужны. Например, в Google есть четыре официальных JavaScript-библиотеки для внутреннего пользования. Появились они лишь потому, что их создатели хотели получить повышение.
Также в компании считается, что, если работу сотрудника нельзя измерить, она не стоит того, чтобы её делали. Так, например, улучшение юзабилити или исправление багов часто считается пустой тратой времени.
У сотрудников нет свободного времени
Многие бывшие сотрудники признаются: все льготы и привилегии, которые предлагает Google, — на деле иллюзия. Корпоративная культура заставляет тебя работать днём, ночью и в выходные. Начальник никогда не скажет тебе: «Ты должен поработать во время отпуска» — но в компании принято работать в свободное время.
«Я не знаю, специально ли Google нанимает трудоголиков или сам делает трудоголиков из своих сотрудников. Тем не менее я слишком часто видел, как распадались браки, как коллеги заболевали или плакали из-за стресса и переутомления», — анонимно жалуется бывший сотрудник Google.
Вокруг одни зазнайки
«Гуглеры» высокомерны. Даже самый неприметный сотрудник здесь думает, что он лучше своих коллег, и всегда всех учит работать. Конструктивные разговоры случаются редко — никого на самом деле не волнует мнение других о своей работе, если только эти другие не «важные боги», считает экс-программист Google Влад Патрышев.
«Если кого-то назвали достойным программистом на JavaScript, он сразу считает, что имеет право совать нос в чужой код и давать настойчивые рекомендации. Если вы спросите меня, стоит ли работать в Google, — я отвечу «да», вы сможете там многому научиться. Если вы спросите, стоит ли там оставаться, я отвечу «конечно, нет». Это вредно для вашей кармы и может превратить вас в одного из них», — заключает Патрышев.
Твой проект в любой момент могут закрыть
Сотрудники Google не застрахованы от неожиданностей: проект каждого в любой момент могут закрыть. Если это произошло, получить повышение будет очень сложно. Считается, что тебе не удалось внести значимый вклад в работу компании.
«Я работал в фантастической команде, увлечённой новым удивительным продуктом, который, казалось, идеально соответствовал миссии и приоритетам Google. Альфа-пользователям он понравился, и мы даже выиграли престижную внутреннюю награду. И тут неожиданно проект был отменён без каких-либо здравых объяснений, — анонимно жалуется бывший «гуглер». — Если армейский слоган «Вступай в армию, путешествуй по экзотическим местам, встречай интересных людей и убивай их» переделать в версию для Google, он будет звучать так: «Приходи в Google, работай с прекрасными людьми над инновационными проектами и смотри на то, как их уничтожают».
Бездарные менеджеры
Бывшие сотрудники часто жалуются на плохое управление внутри компании. Проблема в том, что Google привлекает сильных технарней. Очень часто они не видят особого смысла в том, чтобы развивать свой эмоциональный интеллект, считает бывший менеджер технических проектов Google.
«Возможно, им так нравятся технические сложности, потому что люди для них слишком сложны, — рассуждает он. — При этом часто в Google на руководящие должности ставят не тех сотрудников, кто умеет руководить, а тех, кто кажется умнее других или просто заслужил продвижение».
С ним согласен и другой бывший сотрудник компании, утверждающий, что менеджеры среднего звена в Google сосредоточены исключительно на метриках и не уделяют внимания другим факторам. «Они не знают, как вдохнуть новые силы в команду, и слишком сильно полагаются на репутацию Google в надежде, что она сделает их работу за них».
Нет жизни после Google
Google — это как волшебная страна, в которой люди никогда не вырастают. Поработав в Google несколько лет, сотрудники теряют связь с реальным миром. «В Google вас откармливают и делают всё, чтобы вы были достаточно счастливы, чтобы никогда не задумываться о том, что происходит за стенами компании», — философствует очередной бывший «гуглер».
«В этой среде нескончаемой работы, удивительных поощрений, больших денег и невероятных людей ты однажды ловишь себя на мысли, что уже несколько лет питаешься только в столовой Google, общаешься только с "гуглерами", носишь только брендированные тенниски Google, пишешь письма про Google с Google-фона и вообще забыл, что это такое — быть независимым от "большого G", а всё окружение укрепляет тебя в мысли, что хотеть чего-то другого — ненормально», — замечает экс-продажник из Google Джо Канелл.
С этим соглашается Кэти Левинсон: «Образ жизни, культивируемый Google, делает её сотрудников совершенно нетрудоспособными в других компаниях. Тебе тайно становится интересно, смог бы ты работать в каком-нибудь другом месте и справился ли бы с этой работой».