Канадский проект. Можно ли добывать нефть с помощью ядерных бомб?
05.08.2016 19:00

Канада занимает третье место в мире по доказанным запасам нефти – после Венесуэлы и Саудовской Аравии. По сведениям на 2015 год, они составляют около 172 млрд баррелей. Правда, ее добыча затруднена. Почти вся канадская нефть содержится в нефтеносных песках – для их разработки (закачкой пара внутри пласта или карьерным способом с последующим отделением нефти) нужно достаточно много энергии. Если при обычной добыче нефти энергетическая рентабельность (соотношение полученной и затраченной энергии) составляет около 20:1, то при разработке нефтеносных песков – от 3:1 до 5:1.

Для половины нефтяной индустрии в Канаде, по данным 2015 года, производство перестает быть рентабельным, если цена базисного сорта WTI ниже $44 (собственно, канадская нефть – WCS – стоит дешевле), сейчас она уже торгуется на уровне $39–40. Падение цен уже привело к остановке десятков проектов по развитию и разработке месторождений.

Между тем полвека назад в Канаде всерьез обдумывали альтернативный проект – добычу нефти с помощью ядерных бомб. А именно подземных ядерных взрывов. Идею поддержали местные власти. В провинции Альберта, где находятся нефтяные месторождения, даже подобрали место для испытаний.

В итоге, правда, до «подземной бомбардировки» дело не дошло. Помешали большая политика и опасения самих канадцев.

Идея

План родился в США. В конце 1950-х годов там обсуждали, как использовать ядерное оружие в мирных целях. Активным сторонником этого был Эдвард Теллер – участник Манхэттенского проекта и один из создателей водородной бомбы. Он утверждал, что ядерные взрывы могут быть выгодным делом – с их помощью можно рыть каналы, получать энергию и даже контролировать погоду. А еще – добывать нефть из труднодоступных мест.

Теллер возглавил проект Plowshare (в переводе на русский – «лемех» или «орало»; из библейской фразы «перековать мечи на орала»). В США провели десятки испытательных взрывов. Подумывали о том, чтобы проложить еще один Панамский канал (пришлось бы взорвать несколько сотен бомб) и создать искусственную гавань на Аляске.

Позднее проект свернули. Но до этого идею ядерной добычи нефти – именно из канадских месторождений – попытался реализовать геолог Мэтли Натланд – сотрудник американской компании Richfield Oil.

Натланд загорелся этой идеей, когда наблюдал за закатом солнца в пустыне. Он решил, что можно, грубо говоря, погрузить ядерный заряд в песок и взорвать его, чтобы высвободить содержащуюся там нефть.

Подготовка

План состоял в том, чтобы вырыть глубокую скважину на месте одного из месторождений (на несколько метров глубже нефтеносного пласта), опустить туда ядерный заряд и взорвать его. Мощность взрыва составила бы около 9 килотонн – примерно половина мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Согласно плану, взрыв создал бы подземную полость, а его энергия нагрела бы окружающий песок, высвободив нефть (сейчас для нагрева пласта и снижения вязкости содержащейся в нем нефти применяется пар, который закачивают в скважину). Она заполнила бы свободное пространство – после этого ее можно было бы откачать обычным способом.

В Канаде планом заинтересовались. Промышленники и чиновники сочли его достаточно прогрессивным (технология нагрева пласта с помощью пара тогда еще не применялась). Его поддержали канадская компания Imperial Oil (ей принадлежали права на землю, где предполагалось провести испытания) и власти Альберты.

Идея нашла поддержку и на федеральном уровне. Там заявили, что она позволит «удвоить мировые запасы нефти». В департаменте горнорудной промышленности даже подсчитали, что на проект, получивший название Oilsand (нефтеносный песок), потребуется около сотни ядерных бомб (собственного ядерного оружия у Канады не было, предполагалось, что бомбы для таких целей можно получить у США).

Была создана комиссия, в которую вошли чиновники и ученые. В 1959 году власти одобрили план испытательного взрыва – его собирались провести примерно в ста километрах от города Форт-Мак-Муррей, к северо-востоку от Эдмонтона – административного центра Альберты.

Некоторые эксперты утверждали, что это будет «абсолютно безопасно» – как для окружающей среды, так и для населения. Сам Натланд рассчитывал на то, что почти вся радиация будет поглощена стеклянным куполом, который образуется вокруг полости при взрыве (в дальнейшем, по его расчетам, крыша купола обвалилась бы, освободив путь для нефти).

Препятствия

Однако жителей Канады все это мало успокаивало. «Люди очень боялись, – вспоминает бывший нефтяник Дэн Клэйпул. – В то время мы почти ничего не знали о ядерной энергии. А если люди чего-то не понимают, они настроены против этого».

В начале 1960-х годов, по его словам, был случай, когда подземные ядерные испытания на Аляске вызвали чуть ли не панику в Альберте. Люди всерьез опасались того, что взрыв в США – на расстоянии несколько тысяч километров – каким-то образом подожжет канадские нефтяные месторождения – «и в небо взовьются горящие нефтяные факелы».

Впрочем, опасения по поводу локальных последствий подземного взрыва были обоснованными. Американский опыт это подтвердил. Испытания, проводившиеся в рамках проекта Plowshare, вопреки заверениям Теллера приводили к радиоактивным выбросам в атмосферу. Загрязнялись также вода и почва.

Канадским властям пришлось принять в расчет и большую политику. В конце 1950-х годов между Советским Союзом и США шли переговоры об ограничении ядерных испытаний (завершились подписанием Московского договора в 1963 году). Правительство Канады, как писала местная пресса, предпочло воздержаться от шагов, которые могли бы помешать этому процессу.

В 1962 году глава МИД Говард Грин, выступая в парламенте, прямо заявил, что «Канада против ядерных испытаний». Фактически это значило, что проект Oilsand закрыт.

Идею ядерной добычи нефти (на саму технологию Натланд даже получил патент в США) позднее пытались реанимировать. В середине 1970-х годов такую попытку предприняла канадская компания Phoenix Oil. Однако поддержки властей не получила. Проект Plowshare в США был свернут вскоре после этого.